Найти тему
Samovar-7

Поход по Приполярному Уралу. Ч.1: Начало

Оглавление

Проводник поднял лесенку и закрыл двери. Состав начал медленно набирать ход, унося нас вдаль от станции. Домой. Вот и станционная вывеска "Печора" скрылась от взора. Мост через одноимённую реку, город позади, впереди на долгие километры - лишь тайга. Колёса мерно отстукивают по стыкам рельс, за окном лес, в купе пробиваются золотистые лучи закатного солнца - вот теперь, после всего, наконец можно и расслабиться. Чувство облегчения - да, оно пришло, мы его ждали, когда и ветрами нас трепало, разве что в небо не унося; и водой заливало с ног до головы, когда много дней ни костра не было, ни солнца... Но вместе с тем пришло и непонятное чувство опустошения. Откуда? "Вот и всё?" Вряд-ли, не всё так просто... Впереди дорога длиной в двое с половиной суток, времени много - попробуем разобраться. Здесь же, в купе поезда Лабытнанги - Москва, начали обретать свои грани и первые строки отчёта.
  Итак, перенесёмся на 3 недели назад - Приполярный Урал, июль 2019 года, спортивный пешеходный поход со сплавом 4 категории сложности, 13 человек, 16 дней и 216 километров по камням, горам и рекам. Поехали!

Intro.
"Проводы, старты..."

Мы в городе n. А старт нашего похода обозначен с базы "Желанной". Нужно как-то туда добраться. Прямого сообщения по Воркутинскому направлению от нас нет, едем в Москву, и затем на Ярославском вокзале садимся на поезд Москва - Воркута, он-то нас и довезёт до цели - станции Верхняя Инта. Дорога дальняя, в общей сложности заняла около двух суток. Чем заниматься столько времени в поезде? Есть, лежать, смотреть в окно, выходить на прогулку по станциям во время длинных остановок, собираться вечером у кого-нибудь на посиделки: ехало нас, туристов, целых четыре группы, в общей сложности почти целый вагон. Дорога пролетела увлекательно и незаметно.
  Москва, перебираемся с Курского на Ярославский.

-2

Первая длинная остановка была в Ярославле, 1 час. Успели немного прогуляться по проспекту Ленина, сгонять в пятёрочку.

-3

Следующая - Данилов, полчаса. Вышли развеяться:

-4
-5
-6

Бесполезный факт: линия здесь электрифицирована постоянным напряжением в 3 киловольта. Отличить можно по проводу, к которому прижимается пантограф: на линиях 3КВ из-за более высокой силы тока используется сдвоенный провод. А если он одинарный - значит на линии переменные 20 киловольт. Вот так. :)

-7
-8
-9

В Вологду прибыли уже поздним вечером, в 22:00, посмотреть толком ничего не успели.

-10

10 утра следующего дня. Котлас. Добежали до Северной Двины:

-11

Котласский кот:

-12

Возле вокзала установлен памятник - паровоз Л-5129. Именно он принимал активное участие в освоении Севера: работал на строящихся участках Котлас-Киров, Котлас-Коноша, Котлас-Воркута с 1955 по 1972 гг.

-13
-14

Всем своим видом он внушает уважение: и к себе, и к промышленности, имевшей возможность создавать такие проекты, и ко всей эпохе - смелого освоения севера и вечной мерзлоты, движения вперёд и вверх.

-15

Едем дальше. В 15:30 - Микунь. Вечером в 20:30- Ухта.

Люди заходят, люди выходят... "Для тебя тут дом родной, а мне - как первый снег".
Наверное, у каждого музыканта, а уж тем более у барда есть песня про поезда.

3 день, около 6 утра. Станция Инта-1.
  Всё, приехали. Возле станции нас уже ждут вахтовые Уралы, они довезут нас до базы "Желанная", к месту старта. Грузимся, потихоньку выезжаем. Машины мы заказывали заранее, если кому вдруг понадобится - черканите в комменты, найду их контакты.

-18
-19

Сами мы поедем в кунге-вахтовке, а всю поклажу нужно надёжно пристроить на багажнике крыши, хорошенько укрыв: Инта встретила нас мелким дождём.

-20

Вещи уложены, можно отправляться. Расстояние до Желанной - 120 километров, но дорога туда занимает довольно продолжительное время: асфальт заканчивается практически сразу, сменяясь ухабами и колдобинами. Будку сильно шатает, частые разгоны сменяются торможениями - всё это через некоторое время начинает прилично выматывать. Периодически останавливаемся на отдых.
  Выходя на улицу, сразу слышится гул. Да-да, это они - комарики. Они здесь есть. Их здесь много. Очень МНОГО. Катастрофически полно! И ты уже в их прицеле:

Слышал, где-то в Африке есть племена, которые в течении дня машут специальными сетками-сачками, собирая мошкару и делая из неё котлеты на ужин. Так вот, по первым впечатлениям, здесь, ловя комаров, можно заниматься тем же самым.   Средства защиты строго обязательны. Перчатки, шляпа с маскитной сеткой (как у пчеловода), рубаха с длинным рукавом, антикомариный репеллент. А забудешь - закусают до смерти за несколько часов.   Тем временем пересекли вброд реку Кожым (через Ы ). Глубина - внушительная, волна доходила до будки. Наш Урал подготовлен к этому: воздухозаборники расположены достаточно высоко, если что - первым воду хлебать начнёт водитель :) . За бродом вышли осмотреть машину, заодно немного прогуляться:

-22
-23
-24

Выдвигаемся дальше. Через некоторое время подвеска не выдерживает разбитой дороги - разрушается крепление одной из реактивных штанг заднего моста, штанга вываливается одним концом, упирается в каменистую почву, машина резко подпрыгивает на ней, как на шесте, и, ухнув, замирает. Всё, приехали. Пошли смотреть, что произошло. Попали на длительный ремонт. Со слов водителя, такое случается, ремонт технически не очень сложный, но, ввиду огромного размера всех узлов и агрегатов, очень трудоёмкий. Домкратить машину, снимать колесо, разбирать половину задней оси, затем собирать всё в обратной последовательности. Что поделать... На улице снова начался дождь, в кабину нельзя, снаружи комары. Так и сидим... Спустя два часа от водителя приходят радостные известия - можно выдвигаться дальше. Замечательно!

Три Урала:

-25

Заскакиваем скорее, стартуем. Осталось немного. Дорога, поворачивая, пошла на спуск, вот и наша база появилась. Водитель, чтобы компенсировать потерю времени, везёт нас дальше, насколько позволяет проходимость машины. Когда начинается совсем уж болото, решаем выходить. Дорога вместе в ремонтом заняла у нас 10 часов, а сейчас на часах 16:30.
  Сбрасываем вещи, прощаемся с водителем - и в путь. Торжественный старт. Началась пешеходная часть.

-26
-27

День 1 (ходовой).
"Когда прилетаешь - это депресняк..."


  Особой радости от начала мы не испытали: похолодало, идёт дождь, сыро, под ногами болото, вокруг кружит это засилье кровососов, а мы изрядно подзамотались в длинной дороге.

-28

В голове начинают образовываться предательские мысли в стиле "А нафига это тебе вообще надо?" или "Стоило-ли тащиться на другой конец страны чтобы только погулять в грязи под дождём?", и всё в этом духе... :)
  Вообще, многие впечатления за время похода как нельзя лучше охарактеризовывала вот эта задушевная беседа наших космонавтов - Падалки и Корниенко на их пути к станции. Цитаты, метко попадая в самую суть, частенько урывками крутились у меня в голове. Ролик 18+ (с матом), детям не включать, но там жиза. :)

Полную версию практический отовсюду удалили (спасибо роскосмосу), но фрагменты кое-где отыскать всё же можно, или прочесть в газете - https://meduza.io/shapito/2016/08/12/my-zhivem-poka-letaem-na-divan-leg-i-kirdyk

Ладно, хочешь-не хочешь, а теперь идти нужно. :) Выдвигаемся вдоль реки Балабанью в сторону озера Бублик, но понимаем, что сегодня туда дойти не успеем, потеряли слишком много времени.

-29

Вода течёт буквально отовсюду, очень сыро. Обувь - обычные резиновые сапоги. Внутрь вкладывается плотная войлочная стелька, на ноги одеваются две или более пары носков (одна из них - шерстяная) - и, вопреки всем сомнениям, получается довольно удобная обувь для такой местности. Я с собой брал и обычные ботинки, но так ими ни разу не воспользовался - весь поход прошли в сапогах.

-30
-31
-32
-33

Далее вышли на луг, под травой уже даже не болото, а какое-то грязеозеро, дорогу приходится выбирать методом тыка: свернул чуть не туда - и сапог уже основательно присасывается к жиже, так, что выдирать его приходится руками.

-34

Слева в облаках виднеется гора Старик-Из:

-35

А впереди - Старуха-Из:

-36
-37

Она же, подошли поближе:

-38
-39
-40

Вдалеке посерединке виднеется гора Лимбекои:

-41

А это снова Старик-Из, с другого ракурса (вид против хода):

-42

Приток озера Малые Балбан-ты:

-43

Переправляемся через него, страхуясь альпенштоками:

-44
-45

Старик-Из крупным планом:

-46
-47

Начался небольшой участок каменного бездорожья - демонстрация покрытия, по какому нам далее предстоит идти практически весь поход:

-48

Из-за плотной и низкой облачности начались сумерки, хотя вообще в это время года тут полярный день. Решаем искать место для ночёвки. На камнях это не совсем просто, но, тем не менее, вскоре ровные места нашлись для всех:

-49

Разбиваем лагерь, в сторонке натягиваем тент, под ним устроим кухню.

-50

Дров здесь практически нигде нет - только камни и трава. Следует учитывать это: у нас были мультитопливные горелки и запас бензина на весь поход. Пёсик - шёл с нами от самой базы, он-то знает местные тропы лучше нас всех. Сейчас сторожит нашу еду:

-51

Тем временем ветер усиливается, навес от нашей кухни стремится улететь. Поставили по углам часовых, чтоб придерживали. :) Снова начинается дождик. Становится холодно, но костёр не сделаешь, приходится мёрзнуть. Еда приготовлена - поужинали, и без особого энтузиазма, уставшие, начали расползаться по палаткам на ночёвку.

Вот такой вот выдался первый день. Ну а завтра всё будет по другому.
  Спасибо за внимание!
    Новый выпуск совсем скоро.
  StayTuned!