Найти в Дзене
Хроники настроения

Виктория Рубцова, "Мастер и Ёрш"

Мастер и ёрш

Иногда я возвращаюсь в прошлое и вижу себя раздражённым, постоянно огрызающимся волчонком. Он сердился на весь мир и искал в нём изъяны, винил обстоятельства и частенько язвил. А ещё ему казалось, будто все тычут в него пальцем, издевательски смеются, даже, когда дружат...

Музыка и книги помогали мне забыться, почувствовать на вкус другую реальность, где ты сильный и выстоишь во что бы то ни стало.
Мне были близки литературные персонажи и исполнители песен. А вот людей я понимала намного хуже… Ловя на себе чей-то взгляд, я совершенно неправильно толковала его посыл. Ощущала себя гадким утёнком в толпе прекрасных лебедей. Или же коршунов, готовых растерзать при первом удобном случае.

Мама ласково называла меня «Ё
ршиком» . Хотя с моим колючим характером я была, скорее, дикобразом. Впрочем, какой подросток хоть раз не выставлял свои шипы напоказ? Разве что слишком пресненький.

«А почему они на меня так пялятся? — мысленно взрывалась я, ловя на себе взгляды однокурсников. - Неужели юбка задралась... Или пятно где-то?».

Так я воспринимала внимание парней, которые, как выяснилось позже, искренне проявляли симпатию в мой адрес. Внутренне паникуя, я опускала глаза, судорожно рылась в сумочке, извлекая из неё плеер или книгу. Там, в нотах и страницах, им меня не достать.

Музыку на филфаке нам не преподавали, а вот литературы там было выше крыши. Неудивительно, что училась я на «отлично». Неудивительно, что к моим бзикам добавилась ещё и социофобия, ведь заучек обычно считают занудами. А, значит, тычут в них пальцем намного чаще.

И ершистости становилось всё больше. Казалось, что весь мир болен, и он всегда против меня. Тогда поводы для язв и колкостей находились сами собой: молодая вышла за пожилого — это не про любовь, это за деньги; известная личность послала журналиста — а что вы хотели, слава портит абсолютно всех. Я верила в эти свои убеждения, подтасовывала под их рамки людей. Без разбора, под одну гребёнку.

Избрав специализацией историю русской литературы и фольклора, я начала писать дипломную работу «Интерпретация образа Луки в истории критики и театральных постановках».

Из современных постановок для сравнения я выбрала спектакль «На дне» театра «Табакерка». Роль Луки исполнял любимый актёр, мой земляк - Олег Павлович Табаков.

На спектакле была дважды, и каждый раз Мастер играл роль по-разному. Я не понимала, кто для него Лука: праведник или хитрый искуситель. И решила попробовать спросить самого актёра об этом. Хотя, будучи верной своим убеждениям о людях прославленных, считала я эту встречу практически невозможной. А уж диалог с великим артистом — и подавно.

И всё же наша встреча состоялась. Я буквально поймала его на лестнице в Доме Кино, он опаздывал на важную встречу с журналистами, но не отказал мне в разговоре.

Его подгоняли, старались увести, бросали на меня колкие взгляды. Но Олег Павлович был стоек: туда уже опоздали, там подождут, а девочке я ещё не всё сказал, ей надо!

Он неторопливо отвечал на мои вопросы о своей роли и смотрел на меня, студентку, ясным, очень добрым, умным, проницательным взглядом, улыбался, посмеивались и его морщинки.

Как сейчас помню наш «коридорный» разговор: я держала в руках диктофон, но не помнила от волнения, нажала ли я кнопку записи. Да и надо ли? Ведь я ловила каждое его слово, все его фразы сами впечатывались в память. Они живы в ней до сих пор.

Я стояла совсем близко и была очарована его магнетизмом: одни только глаза можно описывать бесконечно, их глубину и мудрость. Утопая в этой голубизне, я понимала свою неправоту. «Нельзя полюбить пожилого не за деньги? Все известные люди испорчены славой? Скажи это этим глазам!»

Тогда Мастер, сам того не зная, разбил мою картину мира вдребезги, перевернул с ног на голову все мои убеждения и простым душевным разговором помог поверить в себя и людей вокруг.