Последнее воскресенье, 31 января, отметилось рекордными для всей страны задержаниями. На протестных акциях силовики расправлялись с участниками жестоко и беспощадно. Причем хватали всех, кто попадался на пути: людей медийных и случайных прохожих, 17-летних тщедушных подростков и митингующих с лозунгами.
Столица Коми стала частью общероссийской карты протестов. О том, как спокойный город в полдень превратился в побоище, читайте в нашем репортаже.
А рано утром в дверь постучали...
Предыдущая акция 23 января в Сыктывкаре прошла на удивление спокойно. На Театральной площади собралось около тысячи человек - не особо густо для города с 260 тысячным населением. Народ держал плакаты, скандировал знакомые лозунги "Имярек - вор", "Мы здесь власть", держал над толпой флаги России и Коми. А потом, подзамерзнув (стоял мороз -25), решил двигаться и прошелся колонной по центральной Коммунистической улице. Покричал на Стефановской площади, где находится здание правительства региона, дошел до мэрии, помахал ершиками и разошелся.
ДПС тормозила машины, чтобы дать пройти колоннам, пяток полицейских мирно наблюдал со стороны. Все решили, что так демократично и мирно теперь и будут проходить митинги в Коми. Все-таки протесты, связанные со строительством мусорного полигона в Шиесе, республику основательно раскачали и дали жару.
Сомнения возникли через час, когда все разошлись: задержали двух человек. А настоящий холодок побежал через четыре дня. Ранним утром с приглашением проехать в отделение постучались к журналисту, фотографу, преподавателю вуза, активисту... Всего за массовую прогулку оштрафовали 13 человек.
Росгвардия - территория новых возможностей
Предугадать, во что превратится акция через неделю, 31 января, никто не рискнул и вряд ли бы накидал даже примерный сценарий. Вдоль Театральной площади теперь уже выстроились машины Росгвардии, полиции, для перевозки заключенных, ДПС. А вот участников вышло в три раза меньше - человек 300. За те плакаты, которые были у протестующих на прошлой неделе, теперь стали задерживать.
Неожиданно на постамент памятника Куратова взобрались две немолодые дамы с плакатами. Полицейские пытались их предупредить за участие в несанкционированной акции, но они упрямо-наивно им твердили, что 31-я статья Конституции разрешает им собираться мирно, а «Путин обещал, что сейчас не 37-й год и воронок ни за кем не приедет».
Полицейские попытались их увести, но народу их отвоевал. В случившуюся потасовку ворвались «космонавты» и скрутили заступившегося за пенсионерок хмельного мужичка.
По улицам ОМОН водили
Люди двинулись к Стефановской площади улицей, параллельной центральной. Но на переходе из легковушки выскочили мужчины в штатском и схватили активистку. Женщина кричала, что она их не знает, пыталась выяснить, за что ее задерживают, но несмотря на сопротивление ее затащили в автозак. Дойти до площади удалось не всем. ОМОН, следуя за митингующими, бодрым бегом распределился по центральной улице, выставив кордон.
Те, кто просочился по дворам, встретились у памятника Ленину на Стефановской площади. С воем к зданию правительства по встречке примчались автозаки, которые стали тут же заполняться. На людей у памятника налетали силовики, выхватывая всех подряд.
Чтобы разбить митингующих, «космонавты» вклинивались в толпу, выстраивали каре, не давая пройти через самый центр города.
Тех, кто попадал внутрь оцепления, тут же задерживали.
До Кировского парка, где была запланирована последняя точка шествия, оставалось метров 500. Но после разгона дойти до него удалось 100-150 участникам.
«Вы на наши налоги живете»
Здесь силовики действовали по уже понятной методике: догнав толпу, вклинивались в нее, старались разделить и заблокировать. Главный вход в парк, где привычно видеть любителей бега, мам с колясками и малышей на санках, снова перекрыли квадратом. Теперь уже на помощь росгвардейцам и полиции бросили солдатов-срочников.
Минут на 20 возникла пауза. Пенсионерки увещевали омоновцев: «Мало нам мусорного полигона, вы вон еще что устраиваете. Против своих близких стали. На наши налоги живете».
Решив, что перемирие затянулось, полиция взяла в оцепление людей на тротуаре. Товарищ в гражданском, указав на них, сказал космонавтам: «Забирайте поодиночке». Интеллигентные дамы, пенсионерки, громкоголосые мужики, молодые ребята, всего 35 случайно оказавшихся рядом людей, - уводили всех без разбору. Увидев, как фотографирую человека с заломленными руками, который кричит «Больно, гады», тихо дал новое указание коллегам: «Вы поаккуратней, снимают же».
В тихом северном Сыктывкаре за два часа митинга в автозаки попало около 80 человек. По подсчетам в отделении полиции в этот день оказался каждый четвертый участник акции. Этот день стал рекордным по задержаниям за последнее десятилетие.