Ее имя сегодня звучит на весь мир: проекты Захи Хадид можно встретить в Германии, Франции, Австрии, США и других странах. Каждое ее творение заставляет сердце зрителя биться чаще.
Детство и юность
Девочка родилась 31 октября 1950 года в Багдаде, в семье иракского политика Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида и его супруги художницы Ваджихи аль-Сабунджи. Заха с детства занималась живописью и мастерила макеты из бумаги, а в 11 твердо решила, что она станет архитектором.
Семья поддержала решение дочери, и в 22 года, окончив факультет математики в Бейруте, Заха поступила в Архитектурную школу Ассоциации Архитекторов в Лондоне. Там ее наставником стал легендарный Рем Колхас, голландский архитектор-деконструктивист.
Первые шаги и неудачи
Еще в Архитектурной школе Хадид всерьез увлеклась творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX века: впоследствии это отразилось в ее проектах. Авангард стал ее излюбленным направлением в искусстве, в нем она искала и находила вдохновение.
После окончания обучения в 1977 году Заха два года работала в архитектурном бюро Колхаса, а затем основала свою фирму. Первое время она занималась оформлением выставок, баров, тематических объектов, параллельно участвуя в архитектурных конкурсах.
Проекты Захи выигрывали конкурсы один за другим, но до строительства дело не доходило: Хадид считали эксцентричной и чуть ли не безумной. Заказчикам казалось, что невозможно воплотить в жизнь здания, которые противоречат законам физики.
Так, выигранный ею конкурс на лучший проект клуба в Гонконге не был построен из-за банкротства заказчика, а проект оперного театра в Кардиффе вызвал общественный резонанс в 1994 году. Местные жители выступили против авангардного проекта молодого архитектора арабского происхождения.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная станция фабрики Vitra в 1993 году. Она никогда не бралась за стандартные и обыкновенные постройки: ее интересовал масштаб и значимость. Заха работала на износ и спала по 4 часа в сутки, отдавая всю себя любимому делу.
Ошеломительный успех
В 1997 году по проекту Хадид возводится музей Гуггенхайма в Бильбао, а в ей 1999 приходит крупный заказ на строительство двух центров искусства в штате Огайо и Риме (США), а к 2003 году завершается сооружение Центра современного искусства Розенталя, и на архитектора обрушивается мировая известность.
Заха становится самым модным и востребованным архитектором. Помимо основной деятельности она проектирует футуристическую мебель, выступает с лекциями по всему миру, а также тесно сотрудничает с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке: она оформляет и курирует выставки, посвященные русскому авангарду.
В 2004 году Хадид вручают Притцкеровскую премию, аналог Нобелевской премии в области архитектуры. Церемония проходила в театре Эрмитажа, в Санкт-Петербурге. Позднее она получила еще несколько престижных премий.
Постепенно проекты Хадид уходят от прямых линий и углов: они обтекаемые и «живые», будто бы движение застыло в стали, бетоне и стекле. Этот характерный авторский почерк ярко проявляется во всех проектах архитектора: университетская библиотека в Вене, «лежачий» небоскреб в Монпелье, центр Гейдара Алиева и другие.
Внезапная кончина
В марте 2016 года Заха обратилась в клинику Майами с жалобой на пневмонию, а через несколько дней скоропостижно скончалась от сердечного приступа.
Сегодня ее бюро Zaha Hadid Architects продолжает работу. Бизнес-партнер Патрик Шумахер принял решение завершить 36 неоконченных проектов.
Хадид была открыта миру и верила, что искусство должно объединять людей.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!