Найти тему
Татьяна Альбрехт

Понтификат Адриана I и каролингский период в истории папства

Папа Адриан I. Иллюстрация из американской монографии 1911 года по истории папства
Папа Адриан I. Иллюстрация из американской монографии 1911 года по истории папства

1 февраля 772 года Папой Римским стал Адриан I.

История понтификата этого викария Христа интересна тем, что с нее и не без помощи самого наместника Святого Петра начался новый период в истории папства.

Вообще таких периодов достаточно много. И все они весьма разнообразны. Но особенно интересна ранняя история папства, когда сам этот институт только формировался вместе с новой картой Европы и новыми принципами взаимоотношений внутри нее.

Первым Папой, естественно, считается сам апостол Петр, а вслед за ним все главы римских общин, которые в доникейскую эпоху даже не всегда носили титул епископов, не говоря уже о других, придуманных гораздо позже.

Первым признанным властью папой можно считать святого Мильтиада (понтификат: 311-314 годы), понтификат которого пришелся как раз на время издания Медиоланского эдикта.

Папа Римский Мильтиад. Иллюстрация из американской монографии 1911 года по истории папства
Папа Римский Мильтиад. Иллюстрация из американской монографии 1911 года по истории папства

Но поскольку во время Константина и дальше вплоть до эпохи Григория Великого епископы римские играли в государственном христианстве значительно меньшую роль, нежели константинопольские, антиохийские и александрийские, то, собственно, история папства именно как теократического института, пожалуй, начинается с Григория Великого. Именно при нем понтифики стали с успехом претендовать не только на духовную, но и на светскую власть. Тем более, обстановка была самой подходящей – разоренная вестготскими войнами Италия, оказавшаяся во власти диких, только что крещеных лангобардов, нуждалась хоть в какой-то организующей силе. Лангобардские короли и герцоги стать этой силой не могли, соответственно, епископ римский получал все шансы выйти на лидирующие позиции и напомнить константинопольскому коллеге, что именно Рим, а не Византий - город апостолов Петра и Павла, древний центр христианства. Да и в остальных частях Европы было весьма смутно. Так что хоть какая-то цетростремительная сила, помимо вечно чуждого и даже порой враждебного Константинополя была просто необходима.

Осуществить задуманное Григорию почти удалось.

Ф. Сурбаран. Папа римский Григорий I Великий
Ф. Сурбаран. Папа римский Григорий I Великий

К сожалению, его преемники не обладали такой же силой личности и талантами, чтобы закрепить его успехи.

Но по сути, именно с его понтификата начинается настоящее соперничество между Римом и Константинополем (раньше присутствие двух императоров, власть ариан остготов, разорительная война, явное политическое и духовное лидерство Константинополя и другие факторы не давали папам такой возможности).

Впрочем, и в VII-VIII спорить с восточными владыками, естественно, поддерживающими своего патриарха, было очень трудно. Яростные богословские войны этого периода – отдельная большая тема.

Тем не менее, просто в силу обстоятельств, Византия вынуждена была оставить великую идею Юстиниана I о возврате власти над бывшими европейскими провинциями империи и сосредоточиться на защите своих границ на Балканах, Ближнем Востоке и в Малой Азии. Соответственно, самостоятельность понтификов постепенно укреплялась, хотя до 752 года епископы римские оставались под явным или негласным влиянием Византии.

Франкское королевство во времена Карла Великого
Франкское королевство во времена Карла Великого

А потом на горизонте возникли Арнульфинги (или Пипиниды). Понтифики поняли, что в Королевстве Франков появилась новая сила, способная бросить вызов константинопольским владыкам и не готовая уступать им лидерство в Европе.

Именно поэтому Захарий пошел на сделку с Пипином Коротким и узаконил его притязания на трон Меровингов. Деяние мудрое с одной стороны. Но с другой, хватка у Арнульфингов была железная, играть с ними в игры «ты – мне, я – тебе» - дело неблагодарное.

Папа Стефан III коронует Пипина Короткого. Миниатюра из Больших французских хроник. В нижнем ряду изображено пострижение Хиьдерика III в монахи
Папа Стефан III коронует Пипина Короткого. Миниатюра из Больших французских хроник. В нижнем ряду изображено пострижение Хиьдерика III в монахи

Адриан это понял слишком поздно, познав тяжелую руку Карла Великого.

Сначала их отношения складывались самым милым образом.

Рассорившись с лангобардскими властителями, в частности, с Дезидерием, понтифик решил, что если кто и выгонит этих варваров с Итальянской земли, то, конечно же, весьма успешный и деятельный внук Молота. Должен же он как-то отблагодарить римских пап за легализацию захвата франкского престола его отцом.

Разумеется, властитель франков согласился. Отвергнуть призыв викария Христа было губительно для репутации. Да и возможность получить под контроль Италию глупо упускать.

Сначала все шло прекрасно: Дезидерий разгромлен, лангобарды побеждены, Италия свободна (774 год).

Папа  Адриан I с Карлом Великим и королем лангобардов Дезидерием (снизу) на миниатюре из часослова Маргариты Бургундской
Папа Адриан I с Карлом Великим и королем лангобардов Дезидерием (снизу) на миниатюре из часослова Маргариты Бургундской

Ага!.. Очень быстро одного короля сменил другой – Пипин, сын Карла, которому сам понтифик дал титул патриция, все еще наивно полагая, что просто делает приятное освободителю.

Карл усмехнулся в усы, ушел заниматься другими делами и лишь через 7 лет (видимо, после настойчивых напоминаний понтифика) подтвердил дарение Пипина, то есть, образование Папской области, основанной на поддельном акте о Даре Константина наместнику Петра.

Пипин преподносит папе владение Папской областью. Картина неизвестного художника
Пипин преподносит папе владение Папской областью. Картина неизвестного художника

Однако, вопреки надеждам Адриана, епископам римским не достался ни Милан, ни герцогство Сполето. А в благодарность Карл потребовал официального помазания на царство своих сыновей Пипина и Людовика (будущего Людовика Благочестивого).

После третьего похода властителя франков в Италию и присоединения к папским владениям герцогства Бенвенто консенсус, казалось бы, достигнут.

Папская область в 800 году. Пипинов дар выделен оранжевым цветом
Папская область в 800 году. Пипинов дар выделен оранжевым цветом

Благодарный Адриан начал активно использовать свою духовную власть в борьбе с противниками Карла, не понимая еще, что король не преминет этим воспользоваться при первом же удобном случае.

Так и произошло.

Когда в 787 году Адриан послал своих легатов на Второй Никейский (Седьмой Вселенский) собор, не поставив об этом в известность франкского властителя. Тот всерьез обиделся.

А когда понтифик выразил полную поддержку решений собора, согласно которым Западная и Восточная церкви снова объединялись и улаживали все догматические разногласия, Карл по-настоящему разозлился.

Он понимал, что объединенные церкви могли стать серьезной угрозой его власти, поддержи они любого из его врагов, те же лангобардские герцогства, только и мечтающие о реванше и заключавшие ранее договоры с Византией против Карла.

Поэтому властитель франков во всеуслышание объявил, что не принимает решений Второго Никейского собора.

Седьмой Вселенский собор. Икона XVII века, Новодевичий монастырь
Седьмой Вселенский собор. Икона XVII века, Новодевичий монастырь

Нет, он напрямую не заставлял Адриана отречься.

Просто… что мог сделать понтифик, когда в 794 году Карл потребовал от него легатов на поместный Франкфурсткий собор, куда съезжались едва ли не все старшие архиереи и священники из Королевства франков, Аквитании, Англии, Испании и Прованса?

Только согласиться и послать с соответствующей пышностью и полномочиями достаточное число представителей.

И что могли сделать папские легаты, когда на заседании, руководимом самим королем франков, были публично осуждены решения Второго Никейского собора?

Протестовать? В центре франкских владений, в окружении верных королю людей. Глупо и небезопасно. К тому же бессмысленно. У Карла было достаточно возможностей заставить их принять нужную точку зрения.

Поэтому легаты от имени понтифика выразили полное согласие с решениями собора, о чем и было сообщено Адриану.

Таким образом, Карл четко давал понять, кто отныне решает политику папского престола, и сколь нежелательно, даже глупо не считаться с мнением франкского короля.

Карл Великий папа Адриан I Средневековая миниатюра
Карл Великий папа Адриан I Средневековая миниатюра

Не знаю, как пережил понтифик это унижение. Видимо, сложно, потому что очень скоро – 25 декабря 795 года - умер.

Его преемники намек поняли сразу.

Понтификат Льва III проходил уже фактически под полным контролем Карла, франкский монарх даже вернул ему престол после заговора и покушения, за что и был провозглашен Императором Запада на Рождество 800 года на ступенях собора Святого Петра в Риме.

Коронация Карла Великого. Средневековая миниатюра
Коронация Карла Великого. Средневековая миниатюра

Правда, Лев проявил неожиданную твердость в вопросе о Filioque и не включил его в Символ Веры вопреки решениям Аахенского собора 809 года.

Но Карл в богословские тонкости не слишком вдавался. Ему важно было другое. Все политические решения викарий Христа проводил под четким контролем своего патрона, а после смерти императора – его сына, перед которым даже вынужден был оправдываться за жестокую расправу с очередными заговорщиками.

Исхождение Св. Духа от Бога-Отца и Сына, согласно Filioque. Неизвестный прованский художник (сер. XV века). Фрагмент росписи алтаря из Бульбона, Франция. Лувр.
Исхождение Св. Духа от Бога-Отца и Сына, согласно Filioque. Неизвестный прованский художник (сер. XV века). Фрагмент росписи алтаря из Бульбона, Франция. Лувр.

В дальнейшем до 857 года политикой папского престола явно и жестко руководили властители франков.

Вот так недооценка будущего союзника или переоценка собственных сил аукнулась благим намерениям Адриана I.

Кстати, в первых строках биографии понтифика пишут «римлянин из семьи консула и герцога Теодата» .

Но «Теодат» настолько же римское имя, насколько «Карл» - арабское.

Охотно верю, что предки понтифика были консулами.

Но то, что происхождение их явно не от римского патрициата, а от какого-нибудь знатного гота, ругия, вандала или любого другого варвара, для которого Итальянская земля стала родиной – очевидно.

Это к вопросу о чистоте крови так называемых знатных римских родов.

Перерисовка средневековой мозаики, где изображена передача Святым Петром власти папе Льву III и Карлу Великому
Перерисовка средневековой мозаики, где изображена передача Святым Петром власти папе Льву III и Карлу Великому