Найти в Дзене
Elena-Arr

10 волшебных петелек, которые превратились в ремесло.

Френсис Грант. Портрет Марии Изабеллы Грант за вязанием, XIX век.
Что такое ремесло? Если мы с вами посмотрим в любой энциклопедии то найдем такое объяснение: ремесло это мелкое ручное производство с использованием ручных орудий труда. Так когда же вязание стало столь популярным, что превратилось в ремесло? Давайте попробуем разобраться в этих запутанных, а может и не очень, петельках.
Вязание на
Френсис Грант. Портрет Марии Изабеллы Грант за вязанием, XIX век.
Френсис Грант. Портрет Марии Изабеллы Грант за вязанием, XIX век.

Что такое ремесло? Если мы с вами посмотрим в любой энциклопедии то найдем такое объяснение: ремесло это мелкое ручное производство с использованием ручных орудий труда. Так когда же вязание стало столь популярным, что превратилось в ремесло? Давайте попробуем разобраться в этих запутанных, а может и не очень, петельках.

Вязание на спицах путем протягивания петель через петли появилось в Средние век на территории Египта, а затем постепенно распространилось в Европу. Это рукоделие было столь популярным, что со спицами в руках начали изображать святую Деву Марию.

Мастер Бертрам из Миндена изобразил Деву Марию за вязанием.
Мастер Бертрам из Миндена изобразил Деву Марию за вязанием.

Самые старые из найденных археологами египетских вещей датируются XI-XIII веками. В основном это были носки из тонкого хлопка или же чулки без резинки, это было связано с тем, что изнаночная вязка пока не была изобретена.

В Европу это искусство попало через мавров, образовавших в Средние века на юге Испании Кордовский халифат. неудивительно, что именно в Испании, недалеко от Бургоса, были найдены очень старинные европейские предметы: наволочки для подушек из шелка и шерсти плотностью 20 петель на дюйм, перчатки и другие вещи в гробницах испанской королевской знати, примерно в XIII веке. На этих изделиях были вывязаны арабские письмена, означающие благословение, а значит, можно предположить, что трудились над их созданием знающие грамоту мусульманские вязальщики.

В XV-XVI веках вязаные вещи считались предметом роскоши. В те времена вязали преимущественно из шелковой и хлопковой пряжи, в моде были перчатки, чулки, а позже береты и домашняя плечевая одежда. например, известно. что шведский король Эрик IV заплатил за каждую из 27 пар своих шелковых чулок кругленькую сумму, на которую по тем временам, можно было бы целый год содержать королевского сапожника.

Одни из вязаных чулок очень высокого качества датируются 1562 годом и принадлежали они Элеоноре Толедской, которая была супругой Козимо Медичи. И самой интересное заключается в том. что в этих чулках впервые встречаются изнаночные петли, а также кружевные вставки. В Англии вязаные чулки из шелка и шерсти тонкорунных овец появились во времена Генриха XIII и уже к началу XVII века практически вытеснили шитые. Вязание становится важным ремеслом по всей Европе, а королевские дома щедро поддерживают гильдии вязальщиков, которые, как уже рассказывалось в предыдущей статье. состояли в основном из мужчин. например, в Англии в 1571 году был принят акт, согласно которому каждый подданный старше 6 лет обязан носить по воскресеньям и праздникам шерстяной головной убор типа берета с полями - каппер. Исключение составляли девицы, дамы, джентльмены и знать.

Элеонора Толедская, иллюстрация взята из просторов Интернета.
Элеонора Толедская, иллюстрация взята из просторов Интернета.

Так как вязаная одежда, несмотря на высокую стоимость не считалась парадной, она практически не встречается на портретах . Но о популярности данного вида одежды в те времена свидетельствуют описания имущества знатных особ. например, в гардероб немецкого курфюрста Августа I Саксонского, входили свадебные серебристо-золотые чулки, а также связанные ажурные испанские верхние штаны о-де-шосс (это короткие шарообразной формы штаны, которые изготавливались из шелковой ткани, парчи, бархата, для придания объема их иногда подбивали ватой) из желтого шелка с модными в о время гульфиком и выполненными вязальным способом "разрезами", сквозь которые видна подкладка из козьей кожи.

пример, как выглядели штаны о-де-шосс, иллюстрация взята из просторов Интернета.
пример, как выглядели штаны о-де-шосс, иллюстрация взята из просторов Интернета.

В XVII веке необычно популярными стали трикотажные жакеты, которые в Англии называли жилетами. Полотно делалось в ручную и напоминало узорную жаккардовую ткань с добавлением посеребренных и позолоченных нитей. несмотря на роскошный внешний вид и высокую стоимость, эти жакеты носили только в дома или в комплекте охотничьего костюма. Известно, что король Англии Карл I надел такой жилет на собственную казнь в 1649 году.

Казнь короля Англии Карла I 1649 год, иллюстрация взята из просторов Интернета.
Казнь короля Англии Карла I 1649 год, иллюстрация взята из просторов Интернета.

В XVIII веке мастера гильдий продолжают создавать разнообразные шедевры вязального искусства. Вершиной мастерства по праву считается нижняя юбка связанная по кругу без швов, это вещь находится в коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне. В это время несложным ручным вязанием начали заниматься и сельские жители ради дополнительного заработка. Интересен еще один факт о вязании, именно в XVIII веке это рукоделие становится хобби богатых леди.