Найти в Дзене
Ксения Н

Психологический портрет первого царя из династии Романовых. Что же обеспечило ему такой успех?

В возрасте 16 лет Михаил Романов вступил на Российский престол. Что же обеспечило такой успех?

Особых личных качеств, такие как: отвага, обширные знания, решительность, глубокий ум, которые приписываются опытным руководителям, у него не было. Даже современники писали о нем: "Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Руси самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив".

Для того, чтоб восстановить государство после правления семибоярщины, был необходим не временщик "на час", а защитник "сирых и обездоленных", щедрый покровитель и справедливый судья. Именно такого человека видели в Михаиле Фёдоровиче. Вот еще один отзыв современника: “Не точию убо в телесных добротах сияше, но и душу мужествену являя и благодатми светящуюся отвсюду, бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием и благовеинством присно украшая себе, лети же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть... и не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем бысть всегда тих и кроток”.

Известие Михаила о том, что его избрали царем, было встречено им “...с великим гневом и плачем”. Такая реакция свидетельствует о его неготовности к правящей роли, скромности, боязни ответственности за судьбу целой страны и отсутствии опыта в данной области.

Многие современники отмечают, что царь был очень кротким, спокойным и тихим человеком, а так же невероятно добрым и меланхоличным. Многие обвиняли его в этом и доказывали свои доводы тем, что Михаилом якобы управляли ближние родственники Салтыковы и родители. С одной стороны это, конечно, так, ведь Михаил был слишком молод и неопытен, поэтому долгое время его опекала мать, инокиня Марфа, вместе с Салтыковым, а затем с 1619 года и отец, патриарх Филарет, который получил титул "великого государя". Но даже после смерти отца в 1633 году, правление Михаила было украшено многими достойными деяниями.

С полной уверенностью можно сказать, что во второй половине своего правления, Михаил Федорович был довольно самостоятельной фигурой. Его доброта помогала обходиться ему без массовых казней. Он сам миловал преступников, а смертная казнь применялась только "к самым отъявленным разбойникам, торговцам табаком и фальшивомонетчикам". Так например, в 1637 году царь помиловал "денежных воров". В грамоте об этом говорилось: "...и ныне мы, великий государь, по своему милосердому обычею , тем вором, которые переиманы до сее нашия грамоты, смертную казнь отдали". И вместо того, чтобы влить раскаленное железо в горло, их клеймили словом "вор" на щеках.

Были сделаны также послабления приговоренным к казни беременным девушкам, которым было разрешено родить и быть с ребенком первые шесть недель. Все это поддерживало доброе отношение народа к царю. Он оставил память о себе, как необычайно мягкого и доброго человека, который был так милостив к окружающим, что "...любляше и миловаше их и вся подаваше им, яко они прошаху", хотя за добро ему часто платили заносчивой непокорностью и своеволием.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. Художник А.П. Рябушкин
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. Художник А.П. Рябушкин

Михаил Романов увлекался лосиной охотой, кроме того, существует еще одна черта, дополняющая облик доброго царя - это большая любовь к цветам. Царь Михаил Федорович много тратил казны на выписку из-за границы редких растений для своего сада. Для него впервые ввезены в Россию садовые розы. У него жили диковинные животные, например, попугаи, антилопы, горностаи. Его привлекала музыка, особенно органная. Он даже пригласил мастеров из Голландии, которые соорудили ему орган. Михаил Федорович выписывал различные вещи из-за границы, это были и зеркала, и калейдоскопы, и очки ( было плохое зрение). Из всех вещей больше всего его привлекали часы. Именно поэтому в 1624 году он приказал достроить шпиль к Спасской башне и установить на ней более сложные часы с курантами. "Видно, что крутая энергия родителей, как часто бывает, наложила печать мягкой, созерцательной пассивности на его натуру".