Я родилась и выросла в городе унылых параллелепипедов. В том же городе в ту же эпоху родился и вырос волшебник. Человек, наделенный способностью превращать серо-бело-черное в цветное и замысловатое, злое - в доброе, мёртвое - в живое.
По странному стечению обстоятельств этому человеку позволяют заниматься волшебством. Правда, только один раз в году. В канун Нового года. И только на ограниченной площади. В городе серых параллелепипедов есть огромное пустое пространство, разумеется прямоугольное. Разумеется, плоское и окруженное с каждой стороны набором зданий, собранных из кубов и других простых фигур. Пространство называется эспланада. Однажды человек-волшебник в порыве вдохновения собрал на пермской эспланаде всю Европу, то есть европейские шедевры. вы же не думаете, что это было после 2014 года? Конечно, после 2014 года люди, наделенные властью, не допустят такого вольнодумства, но даже поставленный в рамки патриотическо-скрепного формата, волшебник продолжает творить полноценное чудо.
В этом новогодье волшебный ледовый городок назывался бы "Космолёд", он посвящён 60-летию полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Ковид не позволил сбыться планам, эспланаду власти закрыли от населения. Поэтому фрагменты "Космолёда" разбрелись по всему огромному городу. Может быть, так даже лучше.
Ради снимков на фоне ледовых скульптур Всеволода Аверкиева люди приезжали на эспланаду издалека. Город от края до края протянулся больше, чем на 70 километров. Даже на самолете прилетали. Однажды моя одноклассница, живущая в Краснодаре, так хотела сняться в ледовом городке, что мы с ней примчались туда в минус 37 градусов и грели смартфон в подмышке. Фотоаппарат даже включиться не захотел в таких погодных условиях. Но подружке очень хотелось показать ледовый городок сыну. рассматривая снимки, я повторяла: "Да разве могут дети юга...". Нет-нет, не могут. А тут всё совпало, и лёд, и колдовство и творческая одаренность. Благодаря этому раз в год пышно расцветает мой родной край вечнозеленых помидоров.
В этом году я провожу зиму далеко то Перми. Снимки взяла у самого автора. Ниже элементы пермского ледового городка разных лет. Публикую, потому что хочу поделиться удовольствием от созерцания ледовых скульптур.
Традиция сооружать городки для катания с гор существует давно. И только под рукой Всеволода Аверкиева эта традиция обрела качество настоящего искусства. В теплых краях жить веселей и приятнее, а ледовые городки Аверкиева - пожалуй единственное, о чем стоит от всей души сожалеть, сменив место жительства. Но...меня там нет и городка нет, так совпало. Выходит, и пожалеть нынче не о чем.
А вот и стихи, подходящие случаю
Илья Эренбург
Да разве могут дети юга
Да разве могут дети юга,
Где розы блещут в декабре,
Где не разыщешь слова «вьюга»
Ни в памяти, ни в словаре,
Да разве там, где небо сине
И не слиняет ни на час,
Где испокон веков поныне
Все то же лето тешит глаз,
Да разве им хоть так, хоть вкратце,
Хоть на минуту, хоть во сне,
Хоть ненароком догадаться,
Что значит думать о весне,
Что значит в мартовские стужи,
Когда отчаянье берет,
Все ждать и ждать, как неуклюже
Зашевелится грузный лед.
А мы такие зимы знали,
Вжились в такие холода,
Что даже не было печали,
Но только гордость и беда.
И в крепкой, ледяной обиде,
Сухой пургой ослеплены,
Мы видели, уже не видя,
Глаза зеленые весны.