Найти в Дзене
W A Y H O M E

Скотт Купер. Анализ режиссёрского стиля

Оглавление

Скотт Купер, режиссёр картин "Сумасшедшее сердце" (с Джеффом Бриджесом в главной роли), "Из пекла" (с Кристианом Бэйлом), "Чёрная месса" (с Джонни Деппом) и "Недруги" (снова с Бэйлом) - автор довольно таки интересный и самобытный. Он за свои 50 лет снял всего 4 картины. И картины прекрасные. Искренние, атмосферные, запоминающиеся. В этой статье я бы хотел попробовать найти общие места в фильмах Купера, выделить, сформулировать главные компоненты его режиссёрского стиля и на примере его замечательных работ понять в целом, что же делает кино хорошим и сильным.

"Я не ходил в кино-школу. Моё образование - это множество просмотренных фильмов и интервью с режиссёрами."
- Скотт Купер

Сильный артист - живой герой

Первое, что бросается в глаза, что хочется назвать главным достоинством фильмов Купера - это кастинг, актёры.
Скотт Купер сам до прихода в режиссуру 10 лет был актёром, снимаясь на тв и в негромких картинах. И этот бэкграунд чувствуется. Артисты, работавшие с ним, то и дело упоминают об актёрском прошлом Купера, утверждая, что это очень помогает ему создать для них нужные, комфортные условия для работы, и что знание ремесла актёра изнутри действительно помогает в постановке и реализации задач.

В центре каждого фильма, каждой истории у Купера находится человек, герой, который и двигает сюжет вперёд, герой, личность и путь которого являются фундаментом, базой всей картиной. Во всех четырёх картинах Купера есть условный главный герой (почему условный объясню далее), центральный персонаж, сложная личность, настоящий, реалистичный человек, за судьбой которого, за трансформацией которого мы наблюдаем. И наблюдаем с интересом, с сочувствием. А этого добиться не так-то и просто. И помогают тут Куперу выдающиеся артисты, но секрет не в том лишь, что все они супер крутые и яркие кино-звёзды, а в том, что никто кроме них это бы не сделал. Речь идёт о гениальном, невероятно точном кастинге и принципиальности Купера.

Есть примечательная история о том, как Бэйл примкнул к проекту "Из пекла" (пересказываю по большей части со слов самого актёра)..
После успешного и талантливого дебюта - "Сумасшедшее сердце" - Скотт Купер стал получать многочисленные предложения о работе. Среди этих предложений был проект под рабочим названием "Прах к праху" -
Ридли Скотт и Леонардо ДиКаприо, желавшие изначально принять участие в роли режиссёра и исполнителя главной роли соответственно, но оставшиеся продюсерами проекта, предложили многообещающему режиссёру, Скотту Куперу, снять это кино (получившее в итоге по совету Терренса Малика название "Из пекла") и пообещали карт-бланш. Купер согласился и стал переписывать сценарий под единственного артиста, которого он видел в главной роли - Кристиана Бэйла. Купер связался с Бэйлом и предложил роль, заявив, что, если не он, то никто, если он откажется, фильма не будет. Бэйл вначале отказался, не особо оценив принципиальность Купера (ибо такое говорят артистам не редко) и пожелал удачи. Однако же сценарий зацепил его, он какое-то время думал о нём и даже, имея удобную возможность, погулял по городу, в котором происходят события истории. Спустя время Бэйл из простого интереса позвонил Куперу и спросил:
- Ну, как там фильм?
- Ты о чём? Ты же отказался. Я его не снимаю. - ответил Скотт Купер.
Бэйла, конечно, не могло это не удивить. В итоге Бэйл сказал, что хотел бы всё-таки поучаствовать, и у него есть 27 свободных дней.. И всю гигантскую и сложную махину под названием кинопроизводство подогнали под Бэйла и его расписание, и кино было снято.
Вот так вот.. Либо персонажа играет актёр, который на 100% попадает в него и выдаёт максимум, либо никто - не снимаем.. И так в каждом фильме Купера. Что взять Джеффа Бриджеса, который получил "Оскар" за невероятно органичное и потрясающее исполнение каунтри-музыканта, страдающего алкоголизмом, что взять Джонни Деппа, чья роль бостонского гангстера-психопата является чуть ли не лучшей, самой сильной в карьере актёра..
В фильмах Купера актёрам - и при чём не только исполнителям главных ролей! - всегда представляется возможность разойтись, им есть, что поиграть, куда углубиться.
Вуди Харрельсон даже как-то заявил (будучи, конечно, доволен работой), что его роль криминального бизнесмена-беспредельщика (антагониста в "Из пекла") - это самоё тёмное место из всех, куда он заходил, и что он больше никогда не будет играть что-либо подобное..
Так что у Скотта Купера даже исполнители второстепенных ролей выкладываются по полной и выдают, как говорится, performance of a lifetime.
И плавно переходим ко второму общему знаменателю фильмом Купера..

Отсутствие неважных персонажей

Проработка, яркость, внятность второстепенных (и даже третьестепенных) персонажей - это действительно особенность всех фильмов Купера. В каждом его фильме присутствует прекрасный, примечательный актёрский ансамбль - на втором плане также знакомые лица, талантливые актёры. А всё, конечно, от того, что им всем есть, что поиграть. На уровне сценария, и, разумеется, благодаря грамотной режиссуре, второстепенным героям уделено достаточно времени и сцен, чтобы они раскрылись, реализовались и даже изменились (что вообще случается с не главными героями редко).
Герои
Мэгги Джилленхол, Колина Фаррелла и Роберта Дювалла в "Сумасшедшем сердце" - это реальные (внятные, понятные) люди, к которым, я уверен, каждый зритель будет относиться по-разному. Согласитесь, чем сложнее и противоречивее персонаж, тем он реалистичнее. Ибо не бывает в жизни стопроцентно хороших или определённо плохих людей. Всё тоньше, сложнее и - в случае с талантливым сторителлингом - интереснее.. Скотт Купер с замечательными артистами создаёт множество интересных, самобытных персонажей, слушать которых интересно, верить которым хочется, поспорить с которыми порой не терпится.. А это - осмелюсь судить - признак прекрасной режиссуры, крепкого, сильного сценария и выдающейся актёрской игры.
Выше упомянутый Вуди Харрельсон,
замечательный Кейси Аффлек (о котором есть две занимательных статьи), твёрдый Форест Уитакер, изящный Уиллем Дефо, прекрасная Зои Салдана в "Из пекла".. Завораживающий Джоэл Эдгертон, славный Бенедикт Камбербэтч, интересный Кевин Бейкон, забавный Джесси Племонс, убедительный Дэвид Харбор в "Чёрной мессе".. Восхитительная Розамунд Пайк, пленяющий Рори Кокрейн в "Недругах".. Работа каждого из этих артистов в каждом из фильмов не оставляет равнодушным. Каждый из них реален, каждый важен, каждый по-своему интересен. А речь, напомню, идёт о второстепенных персонажах - людях, кстати, создающих, формирующих окружение, сеттинг, мир. Об этом хочется поговорить отдельно..

Мир

Просмотрев все фильмы Скотта Купера нельзя не обратить внимание на то, что во время просмотра мы, зрители, всегда знаем, где находимся, чувствуем атмосферу места, можем даже представить то, что не показывает нам камера.. Мир, как и второстепенные персонажи (важная составляющая окружения), в каждой из историй представлен и обрисован просто замечательно. Будь то северо-запад Америки конца 19-ого века в "Недругах", американские юго-западные городишки первого десятилетия 21-ого в "Сумасшедшем сердце", дымный промышленный город в Пенсильвании в "Из пекла", красивый, но опасный Бостон 70-ых в "Чёрной мессе" - все эти места (их атмосфера, их ритм) переданы на экране блестяще. Купер нередко уделяет городу (или просто окружающей среде) время и то и дело между сцен показывает нам место действия как бы в целом, объективно. Как правило, это правда происходит, когда нужно снять напряжение предыдущей сцены или плавно подойти к следующей (здесь пейзажи и проч. являются "склейкой"), но тем не менее это и служит более глубокому погружению зрителя в историю, в предлагаемые обстоятельства. В этих паузах (которых в каждом фильме Купера немало) мы можем поглядеть на мир вокруг, подышать его воздухом, пропитаться его нереальной реальностью..

Также примечательна музыка в работах Купера, на плечах которой безусловно лежит львиная доля атмосферы той или иной истории.
"Сумасшедшее сердце" так и вовсе практически является мюзиклом, где центральным элементом является каунтри-музыка. Над оригинальной музыкой к этой картине, кстати, работал знаменитый композитор и продюсер Ти-Боун Бернетт, именно он написал и сочинил замечательные песни, исполняемые Джеффом Бриджесом.
Во всех фильмах Купера звучит музыка разных композиторов: Дикон Ханчлифф, Том Холкенборг, Макс Рихтер. Но общее у всех саундтреков есть - все они прекрасны и органичны; запоминающаяся музыка во всех случаях удачно расширяет мир фильма, изящно передавая и эмоции героев, и общую атмосферу.

Путешествие души

Последнее, но, скорее всего, даже главное общее место во всех четырёх фильмах Скотта Купера - это универсальность и как бы метафоричность истории. В каждом фильме мы видим реалистичных героев, живые, земные, человеческие ситуации, убедительно созданный мир, в который веришь, но тем не менее каждая из историй, каждая главная сюжетная арка - это путешествие души. Определённый путь проходят не только люди (герои), но и их души. Несчастный, стареющий алкоголик-музыкант; честный работяга, заботящийся о брате и разбирающийся со всё прибавляющимися жизненными проблемами; жестокий гангстер, чья жизнь рушится из-за его же убеждений; рефлексирующий армейский капитан, сжигаемый изнутри ненавистью, которому пришлось переосмыслить всю свою жизнь - всё это терзающиеся, неспокойные души, ищущие покоя, баланса, искупления и/или любви. На их сложном и петляющем пути они теряют нечто дорогое, приобретают нечто новое, умирают и вновь рождаются, делают невозможный выбор, о чём-то жалеют, чему-то радуются и в итоге приходят туда, где раньше никогда не бывали.
Все фильмы Скотта Купера - это глубокие, сложные и в большинстве случаев душещипательные истории о вечном поиске, о больших вопросах, о тяжёлом выборе и его последствиях. Купер не мелочится и никогда и нигде не позволяет себе быть поверхностным, какую историю бы он не рассказывал, какого героя бы он нам не представлял, он всегда говорит серьёзно, обдуманно и, конечно, убедительно.
Уметь рассказать человеческую, земную историю про конкретных людей в конкретном месте, но при этом историю универсальную, широкую, понятную людям из другого времени, другой страны, другого мира - это, по-моему, редкий талант. Это достойное внимания мастерство.

"Скотт Купер - это своеобразная, редкая звезда, которая появляется во Вселенной лишь раз. Я был ошеломлён способностями этого парня, его видением, его страстью. Он - крупный кинорежиссёр, большой талант."
- Джонни Депп

Недавно Скотт Купер завершил работу над своей пятой режиссёрской работой "Оленьи рога", которую свет должен увидеть осенью 2021-ого. На этот раз он пробует что-то совершенно новое - жанр "ужасы", фильм о монстре. Купер вновь поработал со своими друзьями, Джесси Племонсом и Рори Кокрейном, а продюсером картины выступил мастер фильмов про странных существ, сам Гильермо дель Торо. Скотт Купер обещает, что фильм будет напряжённым и гораздо более широким и объёмным, чем простой жанровый ужастик.. Что ж, нам остаётся только поверить. И ждать. А тем, кто не смотрел какой-либо из четырёх предыдущих прекрасных фильмов, рекомендую, конечно же, обратить на них внимание.

Приятного просмотра! Спасибо, что дочитали до конца!

Автор: Стефан Маньковский

PS: Дайте знать, пожалуйста, если статья вам понравилась. И расскажите в комментариях, какой фильм Скотта Купера вы смотрели, и понравился ли он вам.
Также подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого интересного и достойного в мире искусства. Плюс это помогает мне делать контент всё чаще и всё качественнее.
God bless! Go true!