Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Вы никогда не задумывались, что вы знаете разных людей, многие из которых – счастливы, но, приглядевшись, Вы видите что счастливцы оказывается счастливы по -разному!
Подумав, Вы осознаете, что есть два типа счастливых людей – одни стремятся к добродетельной жизни, другие стремятся к просто приятной жизни.
Жизнь предлагает нам просто потрясающее разнообразие секретов счастья.
Некоторые из них - это образ жизни: отдавайте другим, практикуйте благодарность. Другие: ешьте капусту; играйте в настольные игры. Некоторые - попытайтесь много заработать. Советы и, секреты, зависят от фантазии, предположений и опыта
Внимательно обдумав различные советы, можно обнаружить, что большинство серьёзных подходов к достижению счастья, можно сопоставить с двумя древними традициями, выдвинутыми греческими философами Эпикуром и Эпиктетом. Если очень кратко, они фокусируются на наслаждении и добродетели соответственно. Люди, как правило, тяготеют к тому или иному стилю жизни, и многие крупные философские системы следовали тому или иному пути в течение примерно двух тысячелетий. Понимание того, на каком пути вы находитесь, может многое рассказать вам о себе—в том числе, о ваших слабых местах — и помочь вам создать стратегии для более сбалансированного подхода к жизни.
Эпикур (341-270 до н. э.) возглавлял одноименную школу мысли - эпикурейство, - которая считала, что счастливая жизнь требует двух вещей: атараксии (свободы от психических расстройств) и апонии (отсутствие физической боли). Его философию можно охарактеризовать так: “если это страшно или больно, работайте, чтобы избежать этого”. Эпикурейцы рассматривают дискомфорт как в целом негативный аспект жизни, и поэтому устранение угроз и проблем является ключом к более счастливой жизни. Не думайте что они ленивы или не мотивированы — совсем наоборот, во многих случаях. Но они не воспринимают постоянный страх и боль как неотъемлемую необходимость или пользу, а вместо этого сосредотачиваются на наслаждении жизнью.
Эпиктет (ок. 50–ок. 135 н. э.) был одним из самых выдающихся философов-стоиков, который считал, что счастье приходит от поиска цели жизни, принятия своей судьбы и морального поведения независимо от личной цены”. Люди, придерживающиеся стоического стиля, считают счастье чем-то таким, что можно заслужить ценой больших жертв. Неудивительно, что стоики, как правило, являются трудолюбивыми работниками, которые живут ради будущего и готовы перенести значительные личные трудности и лишения, чтобы достичь своей жизненной цели (как они ее видят) без особых жалоб. Они видят ключ к счастью в том, чтобы работать через боль и страх, а не активно избегать их.
Эпикурейцы и стоики могут сосуществовать и даже сожительствовать (таких смешанных семей много). Но по опыту, можно сказать, стоики и эпикурейцы склонны смотреть друг на друга свысока и, похоже, делали это примерно всё время существования обеих философских взглядов на жизнь. Например, биограф третьего века Диоген Лаэртий писал , что “Эпиктет называет [Эпикура] проповедником женственности и осыпает его оскорблениями”. Хотя нет никаких исторических записей об этом, можно легко представить себе, как Эпикур отвечает Эпиктету: “вам совершенно необходимо остыть”.
В течение примерно 2000 лет философы задавались вопросом, какой подход ведёт к большему счастью и лучшей жизни. Мы понимаем что у обоих взглядов есть свои достоинства и недостатки и, мы хотели бы знать, чему каждый из нас, учитывая нашу естественную склонность к одному из подходов, может научиться и что перенять у другого.
По Эпикуру несчастье происходит от негативных мыслей, включая ненужную вину, страх перед тем, что мы не можем контролировать, и сосредоточенность на неизбежных неприятных сторонах жизни. Решение состоит в том, чтобы изгнать их из сознания. С этой целью он предложил “лекарство из четырёх частей” : не бойтесь Бога; не беспокойтесь о смерти; то, что хорошо, легко получить (снизив наши ожидания относительно того, что нам нужно для счастья); то, что ужасно, легко вынести (сосредоточившись на приятных вещах даже посреди страдания). Это становится ещё проще, когда мы окружаем себя дружелюбными людьми в мирной обстановке.
Эпикур пропагандировал гедонизм , от которого мы и получаем слово гедонизм . Однако он не признал бы нашего нынешнего употребления этого термина. Секрет изгнания негативных мыслей, по словам Эпикура, заключается отнюдь не в бездумном разврате - несмотря на беспочвенные слухи о том, что он вёл дикие вечеринки и оргии, он учил, что бездумно хвататься за лёгкие мирские удовольствия - это ошибка, потому что, в конечном счёте, они не удовлетворяют. Напротив, разум был лучшим оружием Эпикура против них. Например, вот мантра, которую он предлагает нам говорить себе, когда нас охватывает страх смерти: “Смерть не касается нас, потому что пока мы существуем, смерти здесь нет. А когда оно приходит, мы уже не существуем”.
В отличие от гедонии, стоический подход известен как эвдемония , которая может быть определена как жизнь, посвященная служению нашим наивысшим идеалам. Стоицизм характеризуется принципами натурализма и морализма - изменение того, что поможет сделать жизнь лучше, в то же время, принимая то, что мы не можем изменить. ”Не требуйте, чтобы все происходило так, как вы хотите, - писал Эпиктет в “Энхиридионе", - но желайте, чтобы все происходило так, как оно происходит, и вы будете жить хорошо”.
Морализм-это принцип, согласно которому моральная добродетель должна быть определена и соблюдаться ради нее самой. ” Скажите себе, прежде всего, каким человеком вы хотите быть, - писал Эпиктет в своих “рассуждениях ", - а затем приступайте к тому, что вы делаете”. Другими словами, создайте для себя кодекс добродетельного поведения и живите в соответствии с ним, без всяких лазеек для удобства.
Эпикурейцам и стоикам рекомендуется сосредоточить своё внимание на различных аспектах жизни — и смерти. Философия Эпикура предполагала, что мы должны сосредоточенно думать о счастье, в то время как для стоиков парадокс счастья заключается в том, что для его достижения мы должны забыть о нем; счастье придёт, когда мы будем двигаться к цели жизни. Между тем, Эпикур призывает нас не обращать внимания на смерть, пока мы живы, а Эпиктет настаивает на том, чтобы мы постоянно сталкивались с ней и обдумывали ее, подобно медитации маранасати в буддизме, в которой монахи созерцают свои собственные смерти и стадии разложения.
Ни одно исследование до сих пор не ставит вопрос, почему одни люди от природы более эпикурейцы, а другие-более стоики. Несомненно, существует генетический компонент, учитывая большой процент личности, закодированный где-то в нашей ДНК. Но воспитание, вероятно, также играет определённую роль: в одном исследовании учёный обнаружил, что у родителей, которые моделировали и поддерживали эвдемонию, были дети, которые занимались эвдемоническими занятиями. Между тем, у родителей, которые подражали гедонии, были дети, которые выросли, чтобы получать удовольствие в первую очередь от этой модели жизни.
Подтекст довольно ясен: Если вы хотите иметь детей, которые в основном следуют долгу и чести, сделайте это сами. Если вместо этого вы стремитесь достичь счастья, минимизируя боль, ваши дети, вероятно, также будут стремиться к этому.
Люди веками спорили о том, какой подход лучше на пути к счастью, но в основном не обращали внимания друг на друга. По правде говоря, каждый преследует различные аспекты счастья: стиль Эпикура приносит удовольствие и наслаждение; метод Эпиктета даёт смысл и цель. Как отмечают знатоки счастья, хорошее сочетание этих качеств, скорее всего, обеспечит вам по-настоящему счастливую жизнь. Слишком большая часть его - жизнь тривиального наслаждения или мрачная решимость—не приведёт к хорошей жизни, такой как большинство, из нас представляет её.
Поэтому вопрос заключается в том, как людям создать баланс в своей жизни между этими двумя подходами.
Я не философ, но можно предложить три идеи.
Познай себя. Это выражение является одной из Дельфийских Максим, высеченных на пронаос е храма Аполлона в Дельфах в Древней Греции. Он признает фундаментальную истину о том, что мы не можем продвинуться вперёд в жизни, если не знаем, где находимся прямо сейчас. Таким образом, ответ на этот вопрос начинается с неформального, но честного ответа на следующий вопрос: когда моё настроение плохое, естественно ли я стремлюсь повысить свой уровень удовольствия и наслаждения, или я сосредотачиваюсь на смысле и цели в своей жизни? Первое - признак того, что вы склонны быть эпикурейцем, второе - что вы больше стоик.
Было разработано несколько научно обоснованных инструментов для оценки эпикурейских или стоических тенденций. Например, учёные провели исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , которое помогает выявить гедонистические тенденции и их "Опросник смысла жизни", довольно хорошо измеряет эвдемонические тенденции.
- Ключ к смешению удовольствия и смысла-не подавлять то, что у вас есть, а поддерживать то, чего вам не хватает. Вы можете сформулировать стратегию укрепления дисциплины, которой вам не хватает.
В конце каждого дня вы можете проанализировать события, которые пережили, и задать себе гармонизирующие вопросы. Например:
-Доставило ли мне это событие удовольствие? Принесло ли это мне ещё и смысл?
-Неужели это заставило меня испугаться? Научился ли я чему-то из этого страха, что приведёт к уменьшению страха в будущем?
-Служило ли это моим интересам? Служило ли это интересам других?
Принимайте решения, которые пытаются достичь комбинаций "да-да" на эти вопросы.
Вы также можете заняться конкретными упражнениями, которые устранят вашу слабость. Стоики, например, могут регулярно проводить выходные с друзьями, оставляя всю работу дома. Тем временем эпикурейцы могли бы заняться чем-то трудным и напряжённым. Стоикам неплохо было бы, читая эту статью обсудить ее во время своих выходных. Эпикурейцам же своё свободное время полезно было бы потратить на размышления о реальности и смысле смерти.
-Наконец, важно стремиться к достижению жизненных целей, в которых каждый вариант достижения счастья усиливает другой вариант. Это простое разнообразие. Убедитесь, что ваша жизнь включает в себя веру, семью, дружбу и работу, в которой вы зарабатываете свой успех и служите другим. Каждый из этих элементов напрягает как стоиков, так и эпикурейцев: все четыре элемента требуют, чтобы мы правильно жили в эпикурейском смысле, но также не забывали усердно работать и придерживаться твёрдых обязательств в стоическом смысле.
Во всем этом есть древний смысл – счастье возможно достичь, стараясь соблюдать баланс подходов к счастью в жизни .
В своём эссе “Естественная история интеллекта” Ральф Уолдо Эмерсон выразился лаконично: “ ... Не бойтесь подтолкнуть эти индивидуальности к их максимально возможному расхождению. Характеры и таланты дополняют друг друга. Мир держится на уравновешенных антагонизмах ”.
Конечно, это легче сказать, чем сделать. Будь то эпикурейцы или стоики, мы всегда хотим удвоить то, что приходит к нам естественно. Но это путь к избытку, который, в конечном счете, уводит нас от благополучия.
Итак, всем вам, стоикам: возьмите выходной. И всем вам, эпикурейцам: пора возвращаться к работе.
Дорогие друзья!
Надеюсь, Вам была интересна статья и она достойна лайка, комментария и подписки.
Здоровья всем и благополучия!