Найти тему

Танки-гиганты Первой мировой войны

209 прочитали

Одним из самых интересных явлений военной мысли во время Первой мировой войны были танки-гиганты и пушки-монстры. Если вторые еще оправдали свое использование, то первые пришлись не ко двору. Но зато они навели инженеров на мысль, что танки должны быть более компактные и маневренные.

Одним из самых интересных явлений военной мысли во время Первой мировой войны были танки-гиганты и пушки-монстры. Если вторые еще оправдали свое использование, то первые пришлись не ко двору.

К середине 1915 года все воюющие стороны уперлись в так называемый "позиционный тупик". Обильное насыщение передовой пулеметами и артиллерийскими орудиями сводило на нет все тщательно подготавливаемые наступления. Атакующие несли огромные потери и не могли продвинуться вперед даже на несколько десятков метров.

Поэтому, многие изобретатели начали конструировать тяжелые машины, способные без вреда для себя прорывать линию обороны.

Разрабатывал такую машину и русский инженер Николай Николаевич Лебеденко.

У него была собственная лаборатория в Москве, которая исполняла заказы для военного ведомства.

В Британской империи, осенью 1914 года военный корреспондент Эрнест Суинтон предложил переделывать трактора в пуленепробиваемые боевые машины. Однако, военные чиновники вначале не придали никакого значения этой идее.

Только, в 1916 году Комитет имперской обороны наконец одобрил идею Суинтона и он выбрал для переделки гусеничный трактор американской компании Бенджамина Холта.

Сэр Эрнест Суинтон (англ. Ernest Dunlop Swinton; 1868—1951) — британский военный деятель, генерал-майор, а также писатель. Принимал участие в разработке и использовании первых танков во время Первой мировой войны. Собственно, авторство самого слова «танк» применительно к бронированной боевой машине на гусеничном ходу принадлежит именно ему, в связи с чем на Западе его принято считать изобретателем танка в современном понятии этого слова. Автор классической работы по тактике малых подразделений «Оборона Дурацкого брода»  (англ.), написанной в полухудожественной форме в 1904 году.
Сэр Эрнест Суинтон (англ. Ernest Dunlop Swinton; 1868—1951) — британский военный деятель, генерал-майор, а также писатель. Принимал участие в разработке и использовании первых танков во время Первой мировой войны. Собственно, авторство самого слова «танк» применительно к бронированной боевой машине на гусеничном ходу принадлежит именно ему, в связи с чем на Западе его принято считать изобретателем танка в современном понятии этого слова. Автор классической работы по тактике малых подразделений «Оборона Дурацкого брода» (англ.), написанной в полухудожественной форме в 1904 году.

В 1916 году, личный шофер российского императора Николая II Адольф Кегресс разработал полугусеничный бронеавтомобиль, который был одобрен Главным военно техническим управлением к массовому производству в качестве санитарного автомобиля.

Бронеавтомобиль Кегресса обладал повышенной проходимостью и мог ездить как летом, так и зимой. Но это не стало прорывом и таких бронеавтомобилей сделали всего 145.

А до этого, в январе 1915 года Лебеденко представил императору Николаю II деревянный макет своего гигантской колесной боевой машины "Нетопырь". Императору макет понравился и он выделил из личного фонда 210 тысяч рублей на реализацию проекта.

И тогда же, в январе 1915 года инженер А.А.Пороховщиков предложил начальнику снабжения Северо-Западного фронта генералу Данилову проект боевой гусеничной машины "Вездеход".

Проект был одобрен и в Риге, в авторемонтных мастерских проект вездехода начал воплощаться в жизнь.

  • 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях водителю зачастую приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы — соответственно три центрирующих выступа - Википедия

А в Британской империи к реализации идеи Э.Суинтона подключились инженеры Уильям Триттон и майор Уолтер Вильсон. Они придумали поместить орудия на танк не сверху, а по бокам, что позволило уравновесит конструкцию танка и не давало ему опрокинуться.

А в России, инженер Лебеденко завершал разработку своего детища - Нетопыря в лесу под городом Дмитровым.

Нетопырь поражал своими размерами - 9 метров в высоту, 15 метров в ширину, длина в 19 метров. Масса - 40 тонн. Его вооружение могли составить два 76.2 мм морских орудия и несколько пулеметов "Максим".

Царь-танк (также известен как Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, Нетопырь, Летучая мышь, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр остался ржаветь в лесах Московской области.
Царь-танк (также известен как Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, Нетопырь, Летучая мышь, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт — боевая машина, разработанная Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр остался ржаветь в лесах Московской области.

Но первыми танки начали использовать британцы.

В августе 1916 года танк Mark I поступил в армию. Он был двух видов - самки и самцы. Самцы были вооружены двумя 57 мм морскими пушками и 3 пулеметами. На самках были только пулеметы. Танки были успешно использованы 15 сентября 1916 года в битве на Сомме, где они продвинулись на 5 км вглубь обороны противника, что было рекордом для "позиционной войны".

Mark I — британский тяжелый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.
Mark I — британский тяжелый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.

Но сразу вскрылись и существенные минусы бронированной машины:

  • слабая броня
  • при возгорании танк быстро охватывало пламя, а экипаж не имел возможности выбраться из него
  • танк не развивал скорость больше 6 км в час

В Российской империи, к этому времени, все проекты по созданию бронированных машин уже были заморожены. Причина была в революционной ситуации, которая уже не позволила довершить разработки.

Но боевая машина Лебеденко все-таки была построена. И показала неплохую проходимость. Только задний каток машины постоянно застревал и поэтому конструкция требовала доработки. Но военные не дали денег и машина осталась ржаветь в лесах.

А в 1918 году между британскими и немецкими танками уже происходили танковые бои. И эти бои показали, что будущее за маневренными и скоростными машинами, а не за громоздкими гигантами.

Конструкторы поняли в каком направлении надо совершенствовать танки. И начали этим активно заниматься.