Найти тему

Алхимия. История элексира молодости

Непонятное – есть текст загадочной средневековой культуры.

Витиеватость словесной связи, некогда затихшая, но вновь рожденная речь алхимика, сохранившаяся в вечности с помощью трактатов. Стремление достичь совершенства. Стремление заземлить миф, продлить время всего сущего. Что это если не замысел, вдохновленный высшим промыслом. Замысел без результата. Отсутствие результата и есть результат?

Ленивая, но любопытная мысль встречает непонятное.

Бог сотворил жизнь за 6 дней, человек решил поиграть в бога и подправить незаконченное. Подкорректировать несовершенства. Не быть им, а быть подобным ему. Да! человек не совсем добился желаемого результата хоть и на это было потрачено «чуть» больше 6 дней. Но это же алхимия, а не кулинария. Это же не суп по рецепту варить.

Я не признаю алхимию и не отрицаю ее, я не могу согласится с не согласившимися, и не согласится с согласившимися. Едва ли я могу спорить с разночтениями и идеей средневекового искусства. И едва ли удастся расшифровать зашифрованный код и проверить действенность рецепта. По причинам интеллектуальных способностей и отдаленности написанного или еще по каким причинам – это все далеко от моего понимания, во-первых, мне кажется, что алхимия вообще не претендует на то, чтобы быть наукой какого-то понимания, а во-вторых, несмотря на все эти «не» мне интересно, очень интересно.

Когда вещество это принцип, когда газ это потусторонний дух, когда магический ритуал это руководство к действию, когда алхимические рецепты это отдельный жанр, когда смешивается духовное и физическое, селитра и злость, гнев и купорос, когда стихии, птицы, цветы, животные это символы, а цвет это обращение, когда прежде чем сделать что-то необходимо вступить в диалог, то есть воспроизвести чей то опыт, когда способность превращать « ИЗ – В » это не сказка, а долгожданный результат, тогда это прибывание в этих многочисленных «когда» и взаимодействие этих крайностей и есть реальное бытие алхимии.

Алхимия — это наука о мечте. Наука мечты достижения совершенства. Наука поиска состояния «без пяти минут вечность». Алхимия наука поиска.

Поиска золота или поиска бога? Наука или лженаука? Наука людей желающих взять «бога за бороду» или наука избранных богом? Все это такие вопросы, на которые можно ответить только удивлением и полнейшей бессознательностью.

«Наука о бессмертии»- возможно, конечно, это сочетание поражает своей нелепостью, но стали бы подобные «нелепости» называть феноменом средневековой культуры, и стали бы им посвящать сотни тысяч трактатов, сотни ученых книг? И что это вообще такое средневековая алхимия с нашей точки зрения?

Каждой эпохе соответствует некий особый склад сознания, у каждой эпохи свой рецепт развития и культуры. Из чего состоит рецепт средневековья:

Во всем и во всех делах заданная соразмерность частей целого + интеллектуальная красота + пропорциональность и симметрия + изысканные письмена + опора на божественное откровение (авторитет не тот, кто убедительней, а тот кто выглядит более похожим на получившего откровение) + алхимия + слитность внешнего и внутреннего( неразрывная связь создателя с создаваемым) + готическая архитектура + лучезарная поэзия трубадуров +рыцарский роман +жизнерадостные народные фарсы + захватывающие зрелища +мистерии и миракли = приблизительный мной понятый средневековый рецепт.

Рецептурный характер средневекового мышления, фундаментальная его особенность. В рецепте есть священство действия, рецепт есть свидетельство о боге, который живет в рецепте, не телесно, а словесно. И какая же вещь может лучше всего возвещать о боге в Средневековье, как не философский камень? Вещь, как прямое доказательство божественного. Доказательство через недробимое единство слова и действия.

«Есть камень, который и не камень, бесценный и ничего не стоящий, выглядит по-разному и не имеет формы, неизвестный, но знакомый каждому»

(III век н.э. египетский алхимик Зосима из Панополиса)

Философский камень был больше, чем ключом к богатству. Алхимики верили, что его обладатель обретал божественную силу. Дотронувшийся до него человек обретал бессмертие. Трансформация несовершенного метала в совершенный(золото) и несовершенного, смертного человека в совершенного (бессмертного) это и есть цель средневекового рецептурного искусства.

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратиться в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость и ртуть превратиться в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и неспеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные камни. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает собственный хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится, и приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горячей воды и человеческой крови».

Испытание опасно для жизни не повторять!

Вот он рецепт философского камня, это великое делание. Философский камень или камень преткновения? Рецепт есть так в чем же препятствие к царствию небесному?

А препятствие заключается в процессе расшифровки многослойности. Но даже сталкиваясь с неудачным трактованием рецепта, любопытство алхимиков никуда не исчезало, они по-прежнему пытались достичь недосягаемого и несмотря ни на что продолжали борьбу со временем.

Алхимия спроецировала в моем сознании, нечто мне очень знакомое. Принципы основы алхимии вызвал у меня чувство дежавю. Алхимия напоминает мне ТЕАТР. Алхимия тождественна театру? (очередной вопрос, требующий ответа).

Театр и алхимия — это мираж, виртуальная реальность, в которой мы стремимся к бессмертию. Алхимия и театр тождественны первое и второе это есть искусство самопознания. Алхимия и театр они осуществляются в слове и в действии. В театре, как и в алхимии философский камень извлекается из нас. «Мы и есть минерал, в котором он вырастает.»

Слова, посвящённые философскому камню от Зосимы могут смело быть перепосвященны и театру (Бесценный и ничего не стоящий, не известный, но знакомый каждому…)

Театр – ключ к богатству. С одной стороны цель практический итог, а с другой в рецепте и процессе достижения цели присутствует магия. Подобно алхимическим рецептам, рецепт театра уже создан (книги, системы, школы), но при этом его как такового и нет. Как и алхимические знания, знания о театре нужно расшифровывать. Подобно Средневековым Алхимикам, мы пытаемся ответь на вопрос «КАК УСТРОЕН РЕЦЕПТ?» И так же в поисках ответа один ищет опору в традиции, другой полагается на рецепт мастера, третий создает нечто совершенно новое.

В театре и алхимии есть два мира, мир реальный и мир символичный. И они едины. «Все есть одно».

Театр, это тоже поиск состояния «без пяти минут вечность».

Театр — это тоже поиск. Поиск себя и через себя поиск бессмертия.

И про театр хочется сказать:

Испытание опасное для жизни не повторять!

Любой человек причастный к театру и любой человек причастный к алхимии знает, что что- бы достичь желаемого нужно иметь много инструментов. И любой человек из вышеперечисленного знает, что главное НЕ РАСПЛЕСКАТЬ!