Найти тему
Вырастить человека

Особенные дети в обычном мире.

Оглавление

Уже несколько лет, как поменялось мое восприятие к кричащим детям на улице. Раньше, когда я видела подобную картину, мне становилось не по себе.

Куча мыслей.

Вот мама ведет за руку ребенка. Видно, что по возрасту он, как мой Сема, допустим 5-6 лет, но ведет себя на 2. Невоспитанность? Не дали взять с собой игрушку или сделать, что хочет? Но почему мой в этом возрасте уже умеет себя брать в руки, а этот нет? Что не так?

Одно я понимала точно. Вот сейчас лезть с советами или помощью к этой маме - только сделать хуже.

При этом сама мама ведет себя внешне спокойно. Да. Ребенок кричит. Да. На всю улицу. Она просто ведет его из пункта А в пункт Б.

Особенности города.

Если в больших городах, когда кто-нибудь из моих детей так начинал себя вести, плакать, даже просто отходил поиграть на детской площадке, то всегда непонятно откуда появлялась личность, которая хотела поучить меня, дать совет, утешить или поругать. Действительно, лишь однажды мне помогла женщина. Мы с Семеном шли из садика после 2х отработанных смен. Ему было около трех. Я 12 часов на ногах с ясельками. Устала. Сын капризничает. Тут обгоняет нас женщина, возрастом, как наша бабушка. Смотрит на ребенка и вдруг говорит:" Смотри, как я могу". Вскакивает на бордюрчик и идет по нему. Сын сначала удивился, а потом тоже залез и пошел. Вот так мы все вместе и дошли до дома. Во всех же остальных случаях все утешения и поучения вызывали только раздражение.

Это мой ребенок. И только я знаю, как поступить лучше.

Наш городок.

Сейчас мы живем в небольшом закрытом городе. Когда мы только приехали, я не могла не обратить внимание на то, что в городе действительно много особенных деток.

Все просто. Наш город ориентирован на детство. Разное детство. Здесь есть специализированные детские сады и школы. Социально-педагогический центр, где бесплатно работают узкие специалисты: дефектологи, психологи, неврологи, логопеды.

Родители таких детей специально ищут возможность переехать именно сюда. Идут служить в армию на любую должность или на завод, лишь бы оказаться с ребенком в этом городе. И дело не только в специализированных центрах, но и общегородской среде. Например, в бассейне или художественной школе я довольно часто вижу ребяток с ДЦП.

Здесь не дают советов на улице.

Как-то раз в местной группе "Подслушано" один человек выложил видео. Около детской поликлиники лежал на земле ребенок и кричал. Мама просто ждала, когда закончится истерика. Как малыш поутих, она помогла ему подняться и они ушли. Ниже был комментарий автора, о том, какая плохая мать, какой невоспитанный ребенок, какие они оба плохие.

Город откликнулся негативом в сторону автора поста. Суть была одна: почему не подошел и не предложил помощь, раз такой умный. И ты не знаешь особенности ребенка, чтобы вот так исподтишка снимать и выкладывать. Конечно, было написано все очень жестко. Маме пожелали сил.

Плюсы и минусы.

За последние несколько лет действительно стало меняться отношение к особенным детям. Если у ребенка обнаруживают отклонения в развитии, родителям предлагают идти на ПМПК. Но. Даже если комиссия признает, что ребенку необходим специализированная группа или детский сад, никто не может заставить родителей туда ребенка перевести.

Скажу со своей стороны.

1. У меня в группе были такие дети. Родители сказали примерно следующее: "Мы не хотим в специальный садик. Наш ребенок обычный. Вот и пусть ходит к обычным детям."

Вот тут таким родителям нужно понимать одну вещь. Учителей, воспитателей учат работать со здоровыми детьми. Нам не рассказывают психопатологию, невропатологию, особенности инклюзивного образования. Этого просто нет в обучении педагогов. А дети такие есть. И тут учитель\воспитатель просто хватается за голову. Кто-то начинает доучиваться, а кто-то отказывается так работать.

Вся обучающая и развивающая среда в общеобразовательном учреждении направлена на обычного среднестатистического ребенка.

А особенный ребенок тем и особенный, что у него, допустим, одни органы чувств развиты от природы лучше, чем другие. И упор нужно делать именно на них. Педагог должен сохранить то, что нужно сохранять и максимально развивать то, к чему у ребенка предрасположенность. Допустим, у малыша проблемы со зрением, значит с большой долей вероятности у него более развит слух и тактильные ощущения. Значит учитель\воспитатель должен создать все условия для сохранения зрения, и при этом давать больше заданий на развитие осязания, обоняния, слуха.

Ребенка нужно научить жить в этом мире с учетом его индивидуальности.

Хорошо, если в общеобразовательном садике будет такой педагог, который включится в процесс. Дополнительно почитает литературу, найдет у кого спросить про особенности построения индивидуальной программы. А если нет? Оставлю этот вопрос открытым.

2. Опять же в моей группе в самом начале рабочей деятельности. Был очень слабенький мальчик. Буквально во всем. Ходил ко мне в обычную группу. Очень сильно отставал от остальных детей. Но мама не вылезала от специалистов. Она не пряталась от проблем. Обычный детский сад был всего лишь звеном в ее огромной работе. Потом я ушла в декрет, но в садик заходила. Спустя год, я мальчика не узнала, насколько он продвинулся в развитии.

Очень хочется, чтобы родители особенных деток, отдавая ребенка в общеобразовательное учреждение понимали, что конкретному ребенку нужны еще и узкоспециализированные специалисты.

3. Вот сейчас скажу, как мама. В группу к младшему сыну ходит особенный ребенок. Он год проходил в ясли, там детки подросли, перекинули в наши группу на год младше в ожидании перевода в специализированный детский сад.

С одной стороны, дети маленькие. По идее, им все равно, особенный рядом с ними ребенок или нет. Но этот малыш временами занимает всё внимание воспитателя. Для такого ребенка нет пособий, игрушек, каких-то более ярких развивающих компонентов.

В итоге, получаем задерганного педагога, который элементарно психологически не готов был брать на себя такую ответственность (если бы был готов - пошел бы в соседнее здание. Там все дети такие, зарплата и отпуск больше).

А вокруг другие дети, которые чувствуют, что что-то не так. Часть из них, которые до нового года ходили в сад спокойно, начали проявлять свое неудовольствие.

Конечно, все всё понимают. И дети должны знать, что люди бывают разные. Понятно, что и родителям там несладко. Они приводят ребенка в группу на 2-3 часа. Но на деле всё это очень непросто.

Хочется пожелать всем быть терпимее друг к другу. Нужно понимать, что есть заболевания очевидные, как например, синдром Дауна, а есть дети например, с РАС. Внешне никак не видно, но иногда очень хорошо слышно. Есть дети с нарушениями зрения, слуха, речи. Есть дети с нарушением работы нервной системы.

Понимаете к чему я веду? Прежде, чем открыть рот, чтобы сказать нравоучение (исключаю случаи, когда ребенок конкретно вам наносит материальный или физический вред), вспомните, что есть разные дети и разные семьи. Вы не знаете полной картины происходящего, а мать знает.

Лучшее, что вы можете сделать - это предложить помощь. Если не хотите этого делать - пройдите мимо. Это гораздо лучше, чем фотографировать, снимать, а потом выкладывать в сеть или пытаться влезть с нравоучениями.