Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Монголия. Комдив Дмитриев И.М.

Оглавление

Владимир Силенков

Начало декабря 1971 года. Промёрзшие до мозга костей в негерметизированном «салоне» Ан-8, не чувствуя рук и ног, мы из Читы наконец то садимся в Чойрене и едем на встречу с командиром 246 иад полковником Дмитриевы м Игорем Михайловичем.

Штаб в бараке. Мы, 10 ЧВВАУЛовцев, в его кабинете за длинным столом и он, в своей затёртой кожаной куртке. (В другой одежде мы, «монголы», его практически и не видели). Он расспрашивает нас о нашей подготовке. Наши заявления о том, что мы полноценно летаем на сложный пилотаж, визуальные атаки маневрирующих воздушных целей, подготовлены к полётам парой, явно вызывает определённый скептицизм, хотя он пытается это скрыть.

Собеседование закончилось тем, что 5 человек отправились обратно на Ан-8 и полетели в соседний полк в Маниту, а нас ждала 2-х комнатная квартира в единственной только что построенной пятиэтажке. В остальном - бараки и палатки.

Аэродром в голом поле. Никаких обвалований, укрытий нет. Да и сам аэродром ещё не достроен - рулёжка не закольцована с ВПП.

Лейтенант и комдив, огромная дистанция, соприкасались не часто, но именно этот человек оказал огромное влияние на формирование меня как лётчика, человека, командира, бойца если хотите. За свои двадцать семь авиационных лет авторитетней командира я не встретил. Открытость, доступность, уверенность в себе, масштабность мысли и требовательности сочетались с любовью к небу, озорством и выдающимися лётными данными.

24 декабря мы приступили к полётам, а 8 января 1972 года он дал мне первый допуск к полётам в небе Монголии на МиГ21пфм… по кругу!

Тут хочу сделать отступление. В тот момент ВВС руководствовался новым вредительским КБП (Курс Боевой подготовки) 1971года. Он составлялся взамен КБП 1967г, при котором, резко выросла аварийность. И вот с аварийностью решили бороться растягиванием лётной подготовки, упрощением и увеличением контрольных полётов. В нём отсутствовало понятие «Свободный воздушный бой». Только запланированные маневры. Вот тебе и истребитель! По нему нас приравняли к лётчикам, которые впервые осваивают МиГ-21. И вместо того, чтобы освоить перехваты с радиолокационным прицелом и сдавать на 3-й класс, утюжим 10 полётов по кругу!

А истинные причины аварийности, по моему взгляду назад, спустя годы, положил начало Хрущёвский разгон, после которого возник разрыв поколений, потом массовое поступление в войска сложных в пилотировании сверхзвуковых реактивных истребителей МиГ-21, Су-7, Су-9. На таких «трубах» некоторые возрастные лётчики отказывались летать, увольнялись или оставались долётывать на МиГ-17.

Запретили всякие показательные полёты даже над аэродромом. Правда, полёты над «Точкой» (аэродромом) продолжили. Просто в Инструкцию по производству полётов на аэродроме внесли «Зону полётов» над аэродромом. Что в «переводе» означало: «Показательный пилотаж – нельзя, а учебный можно!»

А пилотировать «над точкой» (аэродромом) комдив любил. Пилотировал на малой высоте классно - загляденье одно: «Учитесь, мол!»

И вот на фоне политики всеобщего сдерживания, недопущения инициативы, творчества очень контрастно выглядел комдив Дмитриев И.М.

Например, приезжая на предполётные указания, смотрел плановую таблицу и сам с собой разговаривал вслух: «Так… Силенков... Куда ты сегодня летаешь? На сложный пилотаж и перехват? Ну вот, с тобой я сегодня и полетаю…». Это означало, («монголы» знают), что весь полёт от взлёта до посадки он будет выполнять ведомым, держась достаточно близко , и обращать внимание на это не следует. В дальнейшем, когда наскучивало летать ведущим, я тоже выпускал ведомых вперёд, заставлял крутить бочки и другие сложные фигуры , веселя себя и показывая, что «мы тоже могём!»

А кто, кроме нас, отрабатывал «групповую слётанность дивизии» на МиГ-21? Для лётчиков эти полёты особой сложности не представляли, (никто в сомкнутые боевые порядки не собирался), как правило, замысел комдива приурочивался к ЛТУ аэ (лётно-тактическое учение эскадрильи или полка). А вот КП (командные пункты) получали серьёзную тренировку по управлению большим количеством самолётов.

Или полковой налёт на границу с Китаем? Это когда каждое звено идёт по своему маршруту прямо на границу со снижением на малую высоту, довольно широким фронтом. Не далее 3 – 5 км до границы выполняем разворот и идём вдоль границы, наблюдая за нашим укрепрайоном, с установленными в обвалованиях пушками, танками. Думаю, для радиолокационных постов Китая, это была серьёзная психологическая атака. Несмотря на то, что полк был истребительным, у каждого из нас была заранее спланированная цель в Китае с проложенным маршрутом. И в какой-то момент, мы просто могли не отвернуть от границы…

А его полёты «на проверку ПВО», когда на малой высоте он облётывал аэродромы, но один радиолокатор командира дивизии не видел…

Показательные взлёты с рулёжной дорожки, взлёты с пороховыми ускорителями…

Ночью он, как правило, выполнял посадку с фарой. В Домне, будучи помощником РП, я оговорился. Вместо: «Посадка без прожекторов?» спросил: «Посадку без фар будете делать?» Он незамедлительно ответил: «Без фар». И вот, в полной ночной темноте промелькнул огонёк АНО (аэронавигационных огней)… С тех пор фару он тоже перестал выпускать. С фарой я потом много полетал, а вот «без фар»… меня никто об этом не спросил.

«Шутка» (Из кинофильма «Кавказская пленница»)

Утро, 8.45. Весь 126-й иап (истребительный авиационный полк) стоит на построении перед штабом. Комдив, к этому времени уже побывал на аэродроме и оттуда приближается его УАЗик. За ним что-то волочится, буравя щебёнку и нещадно пыля. Командир иап (полковник Егоров) решил подойти поближе к строю, чтобы пропустить машину к штабу дивизии (или оказаться со стороны дверки комдива), но не ту-то было. УАЗик демонстративно заехал между строем и командиром полка. Вышел водитель и отцепил проволоку. Из открытой дверки комдива послышалось: «Подобрал… вот, а то разбросано по аэродрому…». И уехал. Под ногами Егорова и всего полка лежала… ФАБ-100 (фугасная авиационная бомба калибра 100 кг, без взрывателя). Для тех, кто там не был, поясняю. Полк только сел на вновь построенный аэродром. Складов боепитания ещё не было, и 1-й БК (боекомплект) тогда хранился под самолётами рассредоточенными по аэродрому.

А вот первое его появление на полётах в Домне. МиГ-21с

Он уже в должности заместителя командующего 23 Воздушной Армии.

Командир 120 иап подполковник Бацаценко В.С. проводит предполётные указания. Погода звенит! Но зима, штиль и дымка… Все «забайкальцы» лётчики знают, что это такое. Для тех, кто там не был, поясняю. Это когда посадочную полосу на высоте 600м видно с 10 километров, а на высоте 250м и дальности 5 км нет! И появляется она только возле «Ближнего» привода на удалении максимум один километр. Это, не что иное, как смог, который в морозы и безветрие стоит до высоты 200-300 метров. Поскольку облаков нет, заход на посадку достаточно прост, горизонт просматривается, нужно только знать КУДА ? лететь в каждый момент времени!

И вот командир даёт Указания: «С Дальнего привода на дымящую трубу бани, потом на крышу клуба, оттуда будка железнодорожного переезда видна, а там и Ближний привод проявится!» От удивления Дмитриев И.М. встал (уже генерал, заместитель Командующего ВА!): «Что я слышу? Какие трубы? По приборам лётчики должны летать! КУР=0 на Дальний, затем на Ближний!.. Всем понятно?» И мы полетели…

Мы, старшие лейтенанты, (с 3-м классом, как я), спокойненько попадали на полосу, а генерал Дмитриев И.М. на 2-й круг! Второй заход – снова на второй круг! 3-й заход на МиГ-21с заставил волноваться всех… Генерал, тем временем, наверное, вспоминал, в какую сторону нужно довернуть самолёт после «бани», чтобы попасть на полосу? Самолёт свысока и с большим отклонением появляется над полосой, и плюхается на полосу с перелётом. Дмитриев И.М., не заходя в «высотку», сел в машину и уехал. Но Дальнейшие полёты не запретил!

Домна, МиГ-23мл

Мы получили новейшие истребители! Дмитриев И.М. – тут как тут. До этого он уже полетал на МиГ-23м в Чойрене (Монголия). А это совсем другой самолёт, в управлении лёгкий, мощный, маневренный. И он с взлёта начинает крутить «крутой» (как сейчас говорят) пилотаж. Ничего не скажу, классно пилотировал! После посадки делится впечатлениями: «Странный какой-то самолёт. Как будто, сзади кто-то сидит и РУС от себя отталкивает, пилотаж выполнять не даёт!» (Срабатывание СОУА) Вывод: инструкцию и генералам нужно читать!

«Тревога» МиГ-21пфм Монголия.

Ввиду сложности политической обстановки, для реальной отработки боевой слаженности вновь сформированных частей, «тревоги» звучали достаточно часто. Но, никакая «тревога» не могла остановить естественное течение человеческой жизни… Тем ранним воскресным утром, я ещё только дошёл до своей кровати, предвкушая расслабленный покой, как прозвучал сигнал. А «замысел» у комдива Дмитриева И.М. всегда реализовывался в конкретных действиях.

Предстоял взлёт, перехват целей из 104-го иап, который нам подыгрывал, посадка в Чойболсане. В звене я четвёртый ведомый. Ведущий пары капитан Мосинец В.Ф., мой командир звена. Дело 4-го ведомого, при тех заданиях, как известно, простое: «Сосать крыло!» Чем я успешно и занимался до самого Чойболсана. Ведущий тем временем куда-то летал, в кого-то стрелял… (после бессонной ночи я решил не вникать в ситуацию). А в Чойбалсане облачность, кучёвка, гроза недавно закончилась. Заводили «с рубежа». Получил команду на роспуск. Посмотрел на приборы – какие-то незнакомые… Курс…не помню куда? «Золотой» стрелочки АРК (автоматический радиокомпас) – вообще нет!!! С этим «наваждением» разбираться было некогда, списал на свою мутную голову. Ухватился покрепче за крыло ведущего! Он мне: «Роспуск» да «Роспуск», а я ему: «Понял» да «Понял». А сам только ближе жмусь, чтобы не потерять в облаках. Отпустил его только под облаками на посадочном курсе, когда полосу увидел. «Наваждение» прошло только после выключения приборов и двигателя. Я увидел стрелочку АРК! Оказывается, в полёте она вращалась с «бешенной» скоростью, и стала невидимой для глаза! А после выключения приборов стала медленно останавливаться…

Разбор, заправка, отдых и к обеду домой без дополнительных заданий. АРК мне починили.

Высота 10000, неограниченная видимость, спокойная атмосфера, сбалансированный самолёт, монотонное гудение двигателя… усыпили.

Открыл глаза. Колыхнуло самолёт? Спас Бог! Слева, рядом с фонарём, на удалении вытянутой руки торчал киль…самолёта ведущего. С воплем обречённого зверя хватанул ручку (Ручка управления самолётом)… Уже понимал, что всё кончилось хорошо, что уже отошёл на безопасный интервал, а отпустить РУС всё не мог… Тысячах на восьми выровнял самолёт, совсем потерял звено, но ничего, догнал…

На земле, топтался по стабилизатору, вглядываясь в киль, оценивая расстояние до него и выслушивая роптание техника самолёта: «По сотам ходишь!» (Особая конструкция стабилизатора) Не по «сотам» я ходил, а по мгновениям… Ещё долго чувствовал себя отрезвлённым и виноватым, пока не забылось…

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен