Запутались в рекомендациях учителей, репетиторов, преподавателей о том, что допустимо и недопустимо в сочинении? Давайте разберём!
- Во вступлении обязательно должно прозвучать слово ПРОБЛЕМА. Не "вопрос" и не "тема"!
- "Автор поднимает/ставит проблему/заставляет задуматься о проблеме" - выбирайте любую формулировку. Только не пишите "затрагивает". Затрагивать - значит слегка касаться. Формат сочинения подразумевает, что вы выбираете одну из ключевых проблем, важных для понимания текста.
- Цитата - это лучше, чем ссылка на номер предложения.
Ссылаться на номера предложений можно, это не ошибка. Но, во-первых, цитату вам же самим проще пояснить, во-вторых, легче установить смысловую связь между примерами, если оба у вас перед глазами. И не заставляйте эксперта лишний раз сверяться с текстом, это отвлекает.
- Авторскую позицию лучше формулировать самостоятельно.
Не ищите в тексте одно предложение, в котором будет заключена авторская позиция. Как правило, она складывается из содержания всего текста и вообще может быть не сформулирована открыто. Процитировать слова автора можно, но не увлекайтесь, формулируйте сами!
- Своё мнение лучше подкреплять примером.
Да, больше не нужно приводить два примера из литературы. Можно вообще не приводить пример из литературы. Ваше мнение может представлять собой развёрнутое аргументированное рассуждение. В качестве аргумента всё же стоит предпочесть общеизвестный факт, а не пример из вашего жизненного опыта. О том, откуда брать аргументы, у можно почитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/probel/otkuda-brat-argumenty-dlia-sochineniia-ege-5e51abbda5d3230c1ce7eeb7
- В сочинении мы не используем разговорные слова и синтаксические конструкции, а также негативную эмоционально-оценочную лексику
Стиль вашего сочинения должен быть нейтральным. Если в тексте, предложенном вам для сочинения, есть грубые или просторечные слова, эмоционально окрашенная лексика, вы можете их процитировать, при этом не забыв заключить в кавычки. В художественном тексте они используются как средство характеристики персонажа или помогают понять отношение автора к проблеме. Но вы пишете не художественный текст, а сочинение! Поэтому не стоит называть героя, скажем, "слабаком" или писать, что "ему было наплевать, что о нём подумают". Меняем на "слабый человек" и "безразлично".