Вы замечали, как редко мы стали считать что-либо в уме? В магазине всё посчитает компьютер на кассе, калькуляторы в смартфоне способны даже курс валюты высчитать, что уж говорить о том, что в столбик дети примеры по математике решают только под строгим контролем учителя. Молодое и перспективное направление «ментальная арифметика» позволяет легко и свободно производить вычисления без гаджетов, листочков, а главное – без ошибок!
Что же это такое?
Данная методика пришла к нам из Японии, где детей в начальной школе обучают математике на абакусе (соробане) – одной из разновидностей счёт. В основе такого обучения лежит деятельностный подход, при котором дети выполняют последовательность механических упражнений пальцами обеих рук на «деревянном компьютере», состоящем из спиц и костяшек, а также упражнения по развитию концентрации и логики. Это позволяет детям (а при желании и взрослым) быстрее складывать, вычитать, умножать, делить и даже работать с квадратными корнями.
Как этому научиться?
Занятия проходят в несколько этапов. На первом проводится непосредственно работа со счётами, при которой развивается мелкая моторика, и задействуются оба полушария мозга. Формируется правильная техника вычисления на соробане. Второй этап является результатом работы на абакусе: от механических повторений переходят к образному вычислению. Ребёнок визуализирует ментальную карту в уме и воспроизводит операции с костяшками без цифр.
Какую пользу приносят такие занятия?
+ гармоничное развитие интеллекта благодаря синхронному развитию обоих полушарий мозга
+ планомерно развитие логического и абстрактного мышления
+ увеличение скорости мышления
+ развитие способности к творческим дисциплинам
+ развитие фантазии и воображения
+ тренируется фотографическая память и способность быстро ориентироваться
+ как следствие ребёнок меньше времени тратит на выполнение домашнего задания
+ становится легче овладевать новыми знаниями и даже иностранными языками.
А вот к недостаткам такой системы вычислений относится их отличие от российской школьной программы, в связи с чем ученик начальной школы может попросту «запутаться» в том, как нужно делать правильно. Кроме того, приобретение данного навыка требует времени и кропотливой работы, что под силу не каждому. При перегрузках это может дать обратный эффект – школьник всей душой будет ненавидеть математику.
Но если Вы всё же решитесь на обучение, советуем Вам поискать опытного педагога и не спешить с обучением. Безусловно, приложенные усилия окупятся: занятия ментальной арифметикой помогают реализовать потенциал ребёнка и отрывают перед ним новые возможности!