Найти в Дзене
Языки и истории

Ямная культура: к истокам индоевропейцев

Примерно 46% населения земного шара считает один из индоевропейских языков своим родным языком, еще большее количество людей знает один из индоевропейских языков как иностранный (английский, испанский, русский, хинди). Все индоевропейские языки являются далеким потомками праиндоевропейского языка, на котором разговаривали представители ямной культуры (3 300-2 600 до н.э.). Люди ямной культуры, жившие в южной части Восточно-европейской равнины в энеолите, в раннем бронзовом веке принесли и распространили свой язык по всему европейскому континенту. Знание продвинутых технологий изготовления бронзы и использование кочевых повозок позволили им массово мигрировать вглубь "Старой Европы" и заместить или ассимилировать местное население. Хотя вопрос о происхождении почти всех современных европейских языков от единого предка неоспорим, многие аспекты ямной культуры как его основного источника по-прежнему вызывают научные и околонаучные споры и спекуляции.

В бронзовом веке, начало которого датируется как 3500-3300 лет до н.э., в производстве орудий и оружия камень все больше уступает место металлу. Изобретение бронзы (сначала сплава из меди и мышьяка, позднее меди и олова), обладающей значительно большей по сравнению с чистой медью прочностью, твердостью и легкоплавкостью, становится одной из причин радикальных изменений в жизни людей - распространения новых археологических культур, возникновения первых городов и цивилизаций, перестройки общественных отношений и хозяйственного уклада. Редкость месторождений олова способствует развитию межплеменного обмена, формированию стабильных торговых путей и новых миграционных маршрутов. Еще одной серьезной причиной для переселений, охвативших сначала Причерноморье, а потом и всю Европу, явились погодные изменения - климат в начале Бронзового века становится более холодным и засушливым, и многочисленные сообщества европейских земледельцев (в частности, культура Кукутень-Триполье) приходят в упадок, открывая путь на запад новым переселенцам.

Предположительно, первыми делать бронзовые изделия научились люди майкопской культуры (Maykop culture) на Кавказе, где медная руда в природе имеет примеси мышьяка. Представители майкопской культуры (в основном тип CHG - кавказский охотник-собиратель) вели подвижно-оседлый образ жизни и активно торговали со степными соседями. С распространением бронзовых изделий в Евразийской степи зарождается новый тип ведения хозяйства – номадическое (кочевое) скотоводство. Хозяйство кочевника только внешне кажется менее производительным, чем хозяйство земледельца, в действительности номадизм является максимально эффективным способом эксплуатации степных экосистем. Мигрирующие народы могли получать средства к существованию из разных источников - скотоводство, торговля с оседлыми племенами, охота и рыболовство, ремесла и военные набеги.

В раннем бронзовом веке окончательно складывается генофонд современной Европы. Третьим компонентом (первые два - европейские кроманьонцы WHG и ранние европейские земледельцы EEF, мигрировавшие в неолите с Ближнего Востока) становятся пришельцы, говорящие на праиндоевропейском языке. Но были ли это кочевники причерноморской степи? В силу скудности археологических данных ученые долгое время не могли придти к консенсусу о том, с каких именно территорий индоевропейцы мигрировали в Европу и, следовательно, какую археологическую культуру стоит считать "материнской". К началу XXI века количество потенциальных прародин сократилось до двух: Малая Азия (т.н. анатолийская гипотеза) и понтийско-каспийская степь (т.н. курганная или степная гипотеза). Поскольку гипотезы преимущественно опирались на заключения исторической лингвистики, научное сообщество с нетерпением ожидало вердикта от специалистов по популяционной генетике. Новейшие генетические данные, собранные и обработанные с помощью компьютерных технологий в период с 2015 по 2020 гг. хорошо согласуются именно со степной гипотезой. По их раскладам, решающей "добавкой" к населению энеолитической Европы, обеспечившей внедрение индоевропейских языков и массовый переход к бронзе, стали люди ямной культуры. Население Центральной Европы, которое в неолите представляло собой потомков западноевропейских охотников-собирателей WHG, в начале бронзового века становится значительно больше восточно-европейским, резко увеличивается EHG-компонент. Именно этот сдвиг позволяет утверждать, что имела место массовая миграция с востока - носителей ямной культуры и генетически сходных с ней популяций.

Ямная культура (Yamnaya / Pit-Grave Culture, 3300-2600 лет до н.э.) в начале бронзового века занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе и от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Название культурной общности отражает не особенности ее керамики, а похоронные обычаи - мужчин и женщин хоронили в глубоких ямах, которые перекрывали прутьями или камнями, а сверху насыпался курган. Тело усопшего размещалось головой на восток, на спине или боку, с поджатыми ногами, и украшалось красной охрой. В углах ямы ставили колеса, символизирующие погребальную повозку, в могилу к мужчинам помещался каменный топор и бронзовый кинжал, подчеркивающие их статус воина. Захоронения под курганами являются множественными и производились в разное время, сам курган выполнял не только функцию родового кладбища, но и ориентировки на местности, важной для кочевых народов. Наверху курганов устанавливались антропоморфные каменные стелы (больше 300 находок), изображавшие богов или предков. Традиция каменных статуй надолго закрепилась в причерноморских степях, перейдя сначала к скифам, а потом тюркоязычным племенам (см., например, половецкие каменные бабы). Сами курганные захоронения просуществовали в Европе тысячелетия - славяне-вятичи в XI-XIV вв. по-прежнему устраивали кладбища в виде одиночных и групповых курганных могильников, как их далекие предки.

Факт наличия у "ямников" одомашненных лошадей неоспорим, но вопрос об их утилизации в быту остается открытым. Скорее всего, их использовали не только в качестве источника мяса и молока, но и как транспорт. (Хотя найденные двухколесные и четырехколесные повозки ямной культуры могли тянуть и волы). Многие ученые склонны считать, что "ямники" ездили верхом - с лошади можно эффективно управлять большими стадами коров, коз, овец и свиней, разведывать местность и атаковать врагов. Благодаря своей мобильности представители ямной культуры стали одним из первых народов, почти полностью перешедшим на скотоводство. Только некоторые из "ямников" занимались мотыжным земледелием по берегам рек по образцу соседей из культуры Кукутень-Триполье. Жили "ямники" в чем-то похожем на монгольские кибитки или крытые повозки-фургоны Дикого запада, вместо мебели использовали войлочные кошмы, циновки и одеяла.

На основании антропометрического и генетического анализа найденных скелетов ученым удалось воссоздать внешность представителей ямной культуры. "Ямники" имели три фенотипа. В основном это европеоиды типа восточно-европейский охотник-собиратель EHG - индивиды высокого роста, с массивным продолговатым черепом, прямым низким лицом, большим и сильно выступающим носом, заметными надбровными дугами, сильной челюстью. Также встречается узколицый и высоколицый кавказский тип CHG и круглые брахикраниальные черепа. Высокий рост - в среднем 175-177 см. у мужчин - следует считать главной характеристикой "ямников" (для сравнения средний рост мужчин в России на 2019 год - 178 см.). Уникальный скелет ямной культуры, найденный в селе Ветрино в Болгарии, принадлежал мужчине ростом не менее 190 см. Современные европейские мужчины и женщины по-прежнему значительно выше жителей других регионов мира, при этом можно отметить корреляцию между присутствием в популяции большего количества генов "ямников" (балты, скандинавы) и повышением средних показателей роста (средний рост норвежских мужчин на 2019 г. - 180 см., испанских - 173 см.).

Генетический анализ позволяет утверждать, что "ямники" имели смуглую кожу, темные волосы (черные или каштановые) и карие глаза. Также в популяции могли встречаться индивиды с более светлыми волосами и голубыми глазами, свойственными EHG, в пользу которых генетический отбор начался уже после переселения части племен в Европу.

В заключение попытаемся разобраться с несколькими спорными моментами относительно ямной культуры как языковых и генетических предков современных европейцев.

1) Индоевропейские языки в Европу принесла не ямная культура? По археологическим артефактам, оставшимся от бесписьменной культуры, нельзя определить, на каком именно языке говорили ее представители. В случае с праиндоевропейским языком при помощи инструментов компаративной лингвистики был воссоздан базовый вокабуляр его носителей, а на его основе - гипотетическая праиндоевропейская культура (Proto-Indo-European / PIE culture). Данная гипотетическая культура сравнивается с характеристиками реальных археологических культур в поисках максимального соответствия. Ямная культура не на 100% укладывается в требуемые параметры (об этом будет рассказано в отдельной статье), но отвечает PIE по большинству из них.

К моменту начала миграции представителей ямной культуры в Европу праиндоевропейский язык существовал уже давно и успел распасться на диалекты. О прародине "ямников" и праиндоевропейского языка по-прежнему ведутся споры, на настоящий момент самый вероятный кандидат - Предкавказье, широкие степные пространства между Азовским и Каспийским морями. "Ямники" не были этнически однородны, а представляли собой смешение EHG, мигрировавших вдоль рек из лесной зоны Восточно-Европейской равнины в степную зону, и кавказских охотников-собирателей CHG, спустившихся с гор в приазовскую степь примерно 6500-6000 лет до н.э. под давлением миграции фермеров из Анатолии. Можно предположить, что именно эти CHG, влившиеся в хвалынскую культуру, первыми заговорили на праиндоевропейском языке.

2) Согласно археологическим данным, временной разрыв между ямной культурой и культурой шнуровой керамики составляет всего 200-300 лет. "Ямники" не могли так быстро добраться до Центральной Европы и радикально трансформировать свой быт. Вероятно, они остались на Балканах, тогда как северную часть Европы заселили другие люди (культура шаровидных амфор, например)?

Лесистые районы Центральной Европы и холодный север континента никогда не были так густо заселены, как балканский регион с его развитыми протоцивилизациями и благоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Вполне вероятно, что пришельцам из степи было значительно легче продвигаться в северном направлении, так как там они не встречали серьезного сопротивления. Кроме того, у них было конкурентное преимущество - высокий рост, большая масса тела (средний рост "ямников" - 175 см., тогда как средний рост мужчин Старой Европы - 165 см.), высокая степень милитаризации и бронзовое оружие. В условиях постоянных конфликтов за пастбища и охраны своих стад многие мужчины ямной культуры пополняли ряды профессиональных воинов. Исследования также говорят о том, что степные кочевники отличались завидным здоровьем, во многом благодаря богатой диете, включавшей сырое молоко (до 1/4 взрослой популяции "ямников" имели ген, делающий их во взрослом возрасте устойчивыми к лактозе), мясо, мед и сравнительно небольшое количество зерновых продуктов. Интересными представляются данные об эпидемии чумы в Европе конца неолита, источником которой могли быть мегапоселения культуры Кукутень-Триполье, к которой "ямники" оказались более устойчивыми (Rasсovan и др., 2018). Что касается радикальных бытовых отличий, то культура шнуровой керамики, генетический портрет которой на 75% является "ямным" (Haak и др. 2015), представляла собой полиэтническое общество, далеко не все члены которого (особенно женщины) были родом из степей. К тому же, трудно представить, чтобы культурные практики кочевников из степной зоны оказались полезными в лесной.

3) У "ямников" из степных курганов была обнаружена только Y-гаплогруппа R1b. Значит, "ямники" - это только R1b, а R1a, преобладающие в культуре шнуровой керамики - совсем другие люди? Мужские гаплогруппы «ямников» и «шнуровиков» различаются и не находятся в отношениях непосредственной преемственности. Тем не менее, стоит помнить, что количество генетической информации по ямной культуре на настоящий момент ограничено - в распоряжении ученых есть только скелеты из курганов, а ямники не хоронили в курганах всех подряд, только "элиту" своего общества. На 2017 год было найдено 14 скелетов мужчин, 11 из которых имели Y-хромосомную гаплогруппу R1b. Из них у 8 человек (захоронения под Самарой) один субклад R1b1a2a2-Z2103, что говорит о том, что это мужчины одного знатного рода (рода вождя). В других захоронениях "ямников" отмечены Y-ДНК гаплогруппы I2a, R1a и J (типична для майкопской культуры). Субклады R1b присутствуют, хотя и в малом количестве, в захоронениях шнуровой керамики на территории Германии. К снижению Y-хромосомного разнообразия "шнуровиков" в пользу R1а могло привести "бутылочное горлышко" - конфликты между носителями разных отцовских линий в силу изменений в социальной структуре общества. Окончательно прояснить этот вопрос может только увеличение количества найденных останков или новые методики анализа.

Вопросы, связанные с ямной культурой, происхождением индоевропейского языка и его маршрутом в Европу на настоящем этапе не имеют однозначных ответов, но пока можно остановиться на следующем:

1. На настоящий момент наиболее вероятным кандидатом на роль массовых "переселенцев" в Европу в начале бронзового века являются представители ямной культуры. Обладая высокой степенью мобильности и технологией создания бронзового оружия, они за короткий срок смогли добраться до территорий Центральной Европы, где их потомки начали создавать новые археологические культуры - культуру шнуровой керамики и другие. Не все представители новых культур имели степные гены, что может быть следствием активной экзогамии (пришедшие "ямники" были преимущественно мужчинами) и притока мигрантов из других этнических общностей. Отсутствие преемственности по Y-гаплогруппам между ямной и производными культурами может объясняться как небольшим количеством исследованных образцов, так и жесткой борьбой за власть между разными мужскими линиями (родами) в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

2. Представители ямной культуры были индоевропейцами - этносом, говорившим на праиндоевропейском языке и его диалектах. Они не были первыми, кто заговорил на праиндоевропейском языке, но именно они принесли индоевропейские диалекты в Европу, а вместе с ними - индоевропейскую мифологическую систему, о которой пойдет речь дальше.

Следующую часть см. здесь: Культура и мифы праиндоевропейцев

Автор: А. Иванова, лингвист, преподаватель

#история #археология #европа #древние люди