Поговорим о такой духовной силе человека как воля. Этимологически это слово близко понятиям: власть, желание, выбор. Святитель Иоанн Златоуст считает, что воля это природная способность, заложенная в человека Творцом. Именно она делает нас подобными Богу. Человечество создано со свободной волей, которую он может употребить как на добро, так и на зло. Преподобный Марк Подвижник утверждает, что после принятия таинства Крещения – ни Бог, ни сатана не приневоливают на нас, выбор делаем мы сами.
.
Воля, по мнению святителя Иоанна Златоуста, есть движение, которое рождается внутри человека, и направляется им, куда он пожелает. То есть эта некая мышца души, которую мы можем использовать по отношению к своим мыслям, словам, делам. Воля «сжимается» или «разжимается» под воздействием разума человека. По слову преподобного Исаии Отшельника, нет ничего сильнее воли, будет ли она направлена к смерти или к жизни.
.
Православное христианство рассматривает действие в мире трёх сил: воли Божией, воли человеческой и воли дьявольской. Первая всегда направлена на благо, последняя – всегда на зло, а вот человеческая воля – может колебаться между этими двумя, но с поправкой и на самоволие. Так вот, главная цель жизни христианина – это согласовать свою волю с волей Бога, благодаря чему достигается богоподобие или соединение с Господом. В этом и состоит процесс обожения.
.
Другими словами, мы должны постоянно контролировать движения своей души на предмет угодности Богу. В этом и состоит работа по исполнению евангельских заповедей и вся христианская аскетика. Преподобный Ефрем Сирин считает, что от нашего свободного произволения зависит быть оправданными, или осуждёнными, попасть в Царство Божие или в ад. Так что тренируем свою волю, настраивая её на доброделание.