Каждый сталкивался с ситуацией, когда ставилась, мягко сказать, странная задача или показатель оценки.
Пример таких задач:
- Новые задачи, на которые нет времени
- Задачи не из привычного функционала.
- Задачи, которые не влияют на Ваши результаты и доход.
- Задачи, которые кажутся не нужными или бесполезными
Типичная реакция - серьезно? прям это надо сделать? а это точно моя задача? а цыганочку с выходом не сплясать? а я тот кому вот прям нечего делать? а кроме этого нам вот прям нечем заняться?
Эмоции негативные: злость, раздражение, иногда обида
Типичное поведение:
- Забить, отложить, присвоить самый низкий приоритет, не делать.
- Сделать быстро и формально, для галочки. Чтобы не докопались.
- Сделать эту задачу, вместо другой, более значимой на наш взгляд
- Промолчать и сделать, испытывая при этом жуткое недовольство
- При периодическом повторении ситуации задуматься о смене работы.
В этой статье поделюсь алгоритмом как работать с такими задачами не испытывая всего выше описанного. А завтра сделаю видеогайд по этому алгоритму, поэтому если еще не подписались, самое время это сделать.
Алгоритм взят из методологии И. Адизеса.
Краткая справка из Википедии: Ицхак Адизес в числе прочих консультировал Bank of America , Coca-Cola , IBM , консультировал по политическим вопросам правительства и глав таких государств, как Израиль, Швеция, Греция, Бразилия, Гана, Исландия, Мексика, Македония. В России Адизес консультировал Сибур и Сбербанк [1] .
С методолгией Адизеса подробно я познакомился в 2012 году на тренинге "Управление организацией в условиях изменений". После прохождения всех модулей обучения по этой программе применял и адаптировал полученные инструменты для достижения целевых результатов.
Этот алгоритм не исключение и проверен лично мной на практике: как в новых коллективах, так и в коллективах с давним набором конфликтов.
И так сам алгоритм: QDD.
Вся суть алгоритма лежит в аббревиатура QDD:
Q - Question. Вопрос
D - Doubt. Сомнение
D - Disagreement. Не согласие
Из описания выше заметно, что на "неадекватную" задачу реакция у нас негативная, то есть "не согласие". В некоторых случаях более осознанное, когда мы сопротивляемся потому, что нет времени или задача не совпадает с нашим функционалом. В некоторых менее осознанно, когда ссылаемся на другие факторы, не связанные с задачей, про загрузку других сотрудников, например.
Первый шаг алгоритма.
"D - Disagreement. Не согласие". На это шаге важно сформулировать в чем именно у Вас несогласие с задачей или предложением:
- Нет времени или других ресурсов для выполнения задачи
- Выполняя эту задачу Вы потеряете свой личный результат. Задача конфликтует с другими задачами.
- Для Вас задача новая и неизвестно как ее делать.
- Не понятен смысл результата этой задачи или есть понимание, что результата не будет.
Чем конкретнее получится сформулировать свое не согласие, тем лучше. Важно при формулировке помнить, что пишем про себя: почему именно я не согласен с этой задачей или предложением.
Итогом будет формулировка: "эта задача не адекватная (не выполнимая), потому что я ..." или "потому что у меня ...."
Второй шаг алгоритма.
На втором этапе сформулированное несогласие необходимо переформулировать в сомнение.
D - Disagreement. --> D - Doubt
Несогласие
"эта задача не выполнимая, потому что"
переделать в сомнение
"я сомневаюсь, что с помощью тех ресурсов, которые у меня есть ее можно выполнить в отведенное время"
или
"сомневаюсь, что выполнение этой задачи приведет к целевому результату"
Обратите внимание, что уже на втором шаге градус недовольства снижается. И формулировки уже не такие острые и провоцирующие для того, кто поставил эту задачу или выдвинул предложение.
За счет чего это получается: Вы не критикуете чужую идею. А говорите про себя и свои сомнения. То есть нет сопротивления к автору или самой задаче. Идет поиск способа достижения результата по этой задаче и общего в том числе.
Третий, финальный шаг алгоритма.
Сейчас сформулированные сомнения необходимо переделать в вопрос к автору задачи или предложения.
D - Doubt.--> Q - Question.
Сомнение
"я сомневаюсь, что с помощью тех ресурсов, которые у меня есть ее можно выполнить в отведенное время"
Переделать в вопрос
"Какие ресурсы можно привлечь для выполнения задачи? У меня есть сомнения, что с ресурсами, которые у меня есть я смогу выполнить задачу в срок"
При такой формулировке уже начинается конструктивный диалог, на казалось бы "неадекватную задачу". Вариантов решения становиться значительно больше: изменение приоритетов, отмена части задач или их перенос. Изменение новой "неадекватной" задачи по срокам, объемам или критериям.
Варианты внедрения и использования этого алгоритма.
- Поделится статьей с руководителем и предложить использовать алгоритм по кодовому слову, например: "давай по QDD пройдем?". Совместно проходить все этапы и формулировать сомнения и вопросы для достижения результата. Руководитель заинтересован в достижении результата, а применяя этот подход будет уверен, что задача будет выполнена не формально и есть все ресурсы для достижения.
- Использовать алгоритм внутри команды или коллектива при поступлении "неадекватной" и не обсуждаемой задачи, на которую повлиять нельзя, для поиска способов выполнения. Ведь проходя по всем этапам - получится сформулировать сомнения и вопросы, на которые можно найти решения внутри команды.
Спасибо тем, кто дочитал до конца. Если статья оказалась для Вас полезной и интересной, ставьте лайк.
Подпишитесь, чтобы не пропустить видеогайд с конкретным примером. Также для мобильных устройств будет доступна галлерея с кратким описанием алгоритма.
Делитесь статьей с друзьями и коллегами, инструмент простой и позволяет снять большую часть конфликтов в коммуникации.