Небольшой российский завод ежедневно производит 5-6 мотоциклов с колясками, на которых потом катаются, к примеру, такие знаменитости, как Бред Питт и Стивен Тайлер.
ВИКТОРИЯ РЯБИКОВА
По дороге где-то в Калифорнии мчится ярко-красный мотоцикл, будто сошедший с экрана романтического ретро-фильма. За рулем сидит крупный мужчина с бородой, а в коляске рядом - Грейси, без шлема, но в горнолыжных очках. Грейси уже 8 лет, поэтому в кресле она сидит ровно и никуда не дергается.
«Ну что, Грейси, хочешь полетать?» - спрашивает мужчина, и мотоцикл несколько секунд едет только на боковых колесах. Сначала Грейси пугается, но уже через пару секунд выглядит счастливой.
Так проходят поездки 8-летней австралийской пастушьей собаки Грейси на «Урале» - самом известном российском мотоцикле в мире.
В кризис на военном байке
Жителям Ирбита, небольшого города в Свердловской области, основанного в 1631 году, всегда было чем заняться - практически с самого его основания в городе проходили ярмарки. В 1930-е годы Ирбит начал превращаться из торгового города в индустриальный, сначала там построили диатомитовый комбинат для производства кирпичей, а позже завод по производству машин для добычи торфа.
В годы Великой Отечественной войны именно в Ирбит эвакуировали и мотоциклетный завод, который до этого был в Москве. Его разместили на территории пивзавода.
«Первый эшелон пришел 21 ноября 1941 года, а уже 25 февраля из Ирбита ушел первый эшелон с мотоциклами», — рассказал директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов в интервью ТАСС. В годы войны в Ирбите произвели более 9 тыс. мотоциклов, изначально ими пользовались военные, а модель называлась M-72. Новое название «Урал» – в честь крупного географического региона России – придумали лишь в 1962 году, однако именно оно стало узнаваемым в Советском Союзе и за его пределами.
До начала 1990-х завод успешно выпускал 130 тыс. мотоциклов в год для советских граждан, а на предприятии трудились около 10 тыс. человек. После распада Советского союза на заводе случился кризис, он несколько раз менял название, а к началу ХХI столетия и вовсе обанкротился.
«Каха (Каха Бендукидзе, бывший владелец завода, стал его владельцем в 1998 году - ред.) решил продать производство, а единственными претендентами на него оказались тогдашние топ-менеджеры завода: я и мои коллеги Вадим Тряпичкин и Дмитрий Лебединский», — рассказал в интервью Afisha Daily Илья Хаит, один из нынешних совладельцев завода.
«Урал» на экспорт
К 2006 году новые владельцы наладили производство, и в том же году выпустили уже 1755 мотоциклов, однако все они пошли на экспорт - в Японию, США, Европу, Канаду и Австралию.
«Мы сразу поняли, что российский рынок не очень перспективен для такого рода агрегатов, и хотели конкурировать с мировыми брендами. Но для этого пришлось практически полностью изменить производственный процесс. В современном «Урале» нет ни одной детали от старого мотоцикла. Все дело в требованиях, которые предъявляются на зарубежном рынке», — пояснил Хаит.
На заводе сотрудники завода изготавливают части кузовного агрегата, шасси и двигатель, рассказывает исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) Владимир Курмачев. Тормоза, шестерни в коробке и другие детали приходится покупать за рубежом.
Объемы сборки «Урала» также сильно поубавились, сегодня на заводе работает 150 человек, в день под заказ они собирают по 5-6 байков.
Завод производит две классические модели байка - Урал Сити и Gear Up. Также ежегодно компания выпускает лимитированные коллекции своих байков, например, «Урал» цвета озера Байкала, цвета пустыни и мотоциклы в коллаборации с брендом Yamal.
У Сити объем двигателя составляет 745 см3, его мощность - 41 л/с, запас хода до 260 км, максимальная рекомендуемая скорость - 110 км/ч, байк продается с одноприводным задним колесом.
У Gear Up почти аналогичные параметры за исключением размера колес (У Сити - 18", у Gear Up 19"). Но он все равно считается флагманской моделью, так как является единственным полноприводным байком в мире - по желанию клиента, привод еще при заводской сборке можно подключить к боковой коляске, что делает мотоцикл идеальным вариантом для бездорожья.
Сити стоит 821 тыс рублей ($10,8 тыс), Gear Up - 962 тыс. рублей ($12,7 тыс).
Всемирная популярность
Всего в России у «Урала» 4 дилера, а в США - около 50. В 2010-х папарацци заметили верхом на своих «Уралах» актера Бреда Питта и солиста Aerosmith Стивена Тайлера.
По словам Владимира Курмачева, два мотоцикла, с коляской и без, есть также у Юэна Макгрегора, сыгравшего в «Звездных войнах».
«99% наших мотоциклов уходит на экспорт, в прошлом (2019 - ред.) году на родине мы продали всего 45 машин. Всего в среднем в год мы выпускаем 1200 машин», — делится Курмачев информацией о продажах «Урала».
По его же мнению, причиной популярности российского байка является его необычный дизайн, который нельзя менять ни при каких обстоятельствах.
«Миланская мотоциклетная выставка, которая проходит раз в два года... <...> если убрать там лейблы со мотоциклов, то неподготовленный человек вряд ли сможет определить, где какой мотоцикл, а «Урал» - он узнаваемый», — рассказывал Курмачев в интервью телеканалу «Россия 24» еще в 2017 году.
За границей «Урал» популярен именно благодаря коляске, которую при желании можно открутить, считает совладелец производства Илья Хаит.
«Средний возраст владельца наших машин сейчас — 50–53 года. Как правило, его покупают уже опытные байкеры, открывшие для себя такое уникальное средство передвижения, как мотоцикл с коляской. «Урал» отличается отношением водителя и пассажира. Это поездка, которую ты делишь с кем-то», — поясняет Хаит.
В России же байк непопулярен из-за высокой стоимости, а также из-за поклонников более ранних, советских «Уралов», которые выступают против любых модификаций, считает Хаит.
Также «Урал» легко подстраивается под любые нужды - по словам Хаита, в Париже и Барселоне на их байках проводят туристические экскурсии, путешественники перевозят на нем доски для серфинга и оборудование для кемпинга, а одна из кофеен в Санкт-Петербурге заказала байк в виде передвижной эспрессо-станции, чтобы продавать кофе прямо с мотоцикла.
Судя по официальному аккаунту «Урала» в Instgram, байк способен преодолевать перевалы, каньоны и пустыни, не говоря уже об обычном бездорожье и заснеженных дорогах. Проходимость в любых условиях - еще одна причина, почему в Америке готовы платить за байк от $10 тыс., считает один из первых дилеров «Урала» в США 80-летний Gene Langford.
«На «Урале» можно ездить зимой и летом, в том числе и по бездорожью. Коляску можно использовать как багажник или посадить туда детей или домашних животных. Таким образом, «Урал» - идеальный транспорт для приключений, такой редко встретишь», — передает USA Really мнение Gene.