Найти тему
Лисьи заметки

Если не уберешься - не получишь игрушку. Как мы шантажируем детей и стоит ли это делать?

Доча с игрушкой :-)
Доча с игрушкой :-)

Ну-ка поднимите руки кто ни разу не шантажировал ребенка? Вы? Нет, я не про вымогание денег сейчас. А про то, как мы привыкли ребенка мотивировать сделать то, что нам нужно.
"Сделаешь математику - получишь шоколадку". "Если не уберешься в комнате, останешься без мультиков". И все в том же духе.
Моей дочке еще нет и года. А я за собой замечаю, что уже активно ее шантажирую: "Не съешь овощи - останешься голодной до ужина", "Если продолжишь скандалить - не дам печеньку". Кошмар, правда? Или это совершенно нормально?
Думаю, этим способом сподвигнуть ребенка что-то делать активно пользовались мои родители. Но вот я задумалась, а насколько это правильно шантажировать собственного ребенка? Да, это определенно, облегчает достижение каких-то целей, но как этот шантаж повлияет на ребенка в долгосрочном периоде? И если не шантаж, то чем же его мотивировать?
Давайте обратимся к книжке Андрея Курпатова "Счастливый ребенок". Он довольно подробно осветил в ней тему шантажа.
Для начала разберемся, как влияет наш шантаж на ребенка в долгосрочном периоде. Первое, что стоит отметить, что шантаж - это мотивация страхом. Если ты это не сделаешь - то не получишь то-то. И ребенок начинает Бояться, что не получит. И чем больше такой мотивации, тем больше страха в жизни у ребенка. И таким образом страх может стать привычкой.
Второй момент шантажа - ребенок начинает считать, что его счастье от него не зависит. А зависит от воли родителя, который может его отобрать. Таким образом ребенок и в будущем не будет считать себя ответственным за собственное счастье. Что тоже не скажется положительно на его психике.
Думаю, из этого понятно, что шантаж - это так себе стратегия для мотивации ребенка.
А какая же стратегия рабочая? Курпатов предлагает в своей книге позитивное подкрепление. Например, мы говорим ребенку: "Давай уберемся в комнате и пойдем есть мороженное". Да, эта стратегия определенно лучше шантажа. Но здесь тоже кроется ловушка. Ребенок может привыкнуть, что ему за уборку всегда дают мороженное и будет его ждать. Идеальный вариант, добиться того, чтобы ему просто самому захотелось сделать уборку. Для этого надо зажечь в нем интерес к этому делу. В книге "Ленивая мама" Анна Быкова предлагает превратить уборку в игру. "Игрушки хотят спать в своих домиках, поэтому давай мы их разложим по местам". Так можно обыграть для ребенка почти любое занятие. Игра гораздо интереснее скучной повинности и она сама по себе уже является позитивным подкреплением.
Так что прекращаем шантажировать деток, а учимся их заинтересовывать.

С любовью, Лис