Найти в Дзене
Jazz U Love — Джаз Улов

Mike Mainieri Northern Lights feat. Bugge Wesseltoft — A Special Concert: Live from Rainbow Studio (2010)

1 февраля отмечает 57-ой день рождения норвежский пианист, а за компанию электронщик и ди-джей Бугге Вессельтофт, ныне активно гастролирующий в составе трио Rymden — а буквально на днях удалось раздобыть неприступный ранее альбом проекта Mike Mainieri Northern Lights, с которым именинник приезжал в Киев в 2012 году.

1 февраля отмечает 57-й день рождения норвежский пианист, а за компанию электронщик и ди-джей Бугге Вессельтофт, ныне активно гастролирующий в составе трио Rymden — а буквально на днях удалось раздобыть неприступный ранее альбом проекта, с которым именинник в роли сайдмена приезжал в Киев в 2012 году. Вибрафонист Майк Майньери в первую очередь известен как лидер электрической фьюжн-группы Steps Ahead, которую основал в конце 70-х годов вместе с Майклом Брекером. Состав то и дело обновлялся, саксофониста в разных инкарнациях замещали Боб Берг, Билл Эванс (тезка знаменитого пианиста), Эрни Уоттс, Донни Маккаслин и Бендик Хофсет — он-то и заманил Майньери печеньками на темную сторону скандинавской (nu-)джазовой сцены.

Bugge Wesseltoft
Bugge Wesseltoft

Надо сказать, вибрафонист и раньше отличался широтой взглядов: в роли сайдмена он засветился как у столпов джазового мейнстрима (гитарист Кенни Бёррелл или саксофонист Пол Дезмонд), так и у рокеров Dire Straits, у Aerosmith в роли дирижера симфонического оркестра или даже у Пола Маккартни. Так что с мультижанровым и многогранным как стакан Вессельтофтом они легко нашли общий язык, местом записи первого альбома Northern Lights 2006 года значится Bugge's Room в норвежской столице Осло. Необъятный список участников включает в себя струнный квартет, ди-джейские вертушки (DJ Strangefruit) и биты-сэмплы (Jan Bang), так что и общий саунд отличается плотной завесой атмосферных электронных эффектов, шумов и фонов, вплоть до песни Бьорк из триеровской "Танцующей в темноте" и полного техно. Вессельтофт в тех маневрах на домашнем плацдарме тоже активно развернул свой боевой арсенал синтезаторов и прочих клавишных, в том числе препарированное фортепиано, но в гастроли с Майньери ездил компактный квинтет, тяготеющий к акустическому звучанию.

В Киеве Бугге лишь однажды выдал сольный залп с ковровой дисторшн-бомбардировкой со своего айпада, а сегодня мы слушаем и вовсе мирную, камерную запись, где даже без таких редких эксцессов обошлось. Место тоже к тому располагает, если не сказать — обязывает. Rainbow Studio в том же Осло под руководством звукорежиссера Яна-Эрика Конгсхауга — оплот кристально чистого "звука ECM". Забавно, что в Киеве контрабасистом ансамбля Майньери выступал прославленный Арильд Андерсен, тоже неразрывно ассоциирующийся с лейблом ECM, а в записях оба раза фигурирует Ларс Даниэльсон, которого зрители того самого киевского фестиваля (как и московские с питерскими неоднократно) видели в дуэте с польским пианистом Лешеком Можджером. Альбом в Осло тоже записывался с живой аудиторией, но не очень многочисленной, как можно слышать по аплодисментам — зал в Rainbow Studio всего на 150 кв.метров.

Из шести треков два пересекаются с программой первого релиза. Poochie Pie авторства Майньери с дерганой темой и почти фанковым грувом в духе раннего Херби Хэнкока закрывает сет "студийного лайва" и, пожалуй, выигрывает без нагромождения электронных примочек. Заслуженный стандарт Nature Boy после сольного вступления Даниэльссона сохраняет вкрадчиво-гипнотический басовый риф а-ля регги, но лишь под занавес стрелочник Бугге переводит фортепианный аккомпанемент в напрашивающиеся острые аккорды на слабую долю, а барабанщик Аудун Клейве начинает разбрасывать dub-акценты — поклонникам этого жанра стоит заценить и сравнить обе версии. Романтичную Lush Life, еще один хит из "великого американского песенника" Майньери исполняет как сольный номер на вибрафоне, свободно растягивая паузы после каждой фразы и только на последних строчках "ныряя" в качающие волны рэгтайма. Саксофон Хофсета раскрывается в лиричной и очень "радиоформатной" Kannada с прилипчивой мелодией, а Los Dos Lorettas, названная в честь жены Майка, арфистки и певицы-сонграйтерши Лоретты Ди Карстенсен, выделяется легким латинским флером в ритме танго.

В целом получился весьма приятный, разноплановый альбом, пожалуй, достойный "аудиофильского" HiRes-релиза и более широкой известности.