Порядок строительства жестко регламентируется законодательством. Начиная с 2020 года, одним из обязательных документов, оформляемых в ходе осуществления строительной деятельности, стал так называемый ГПЗУ или градостроительный план земельного участка. Необходимость его получения определена положениями ПП № 985 (датируется 04.07.2020).
Важно отметить такой юридический нюанс. ГПЗУ длительное время использовался и ранее. Но в 2017 году оформление документа было отменено письмом Минстроя № 33628-АЖ/09 (датируется 19.09.2017). Результатом такого решения стало частое возникновение различных проблем на разных стадиях строительства, вызванных отсутствием согласований со стороны местных властей.
Описанная ситуация наглядно демонстрируется важность ГПЗУ. Тем более — когда необходимость его оформления восстановлена. В статье дается ответ на вопрос, как получить градостроительный план земельного участка оперативно и без проблем.
Определение и задачи
Под ГПЗУ понимается документ, представляющий собой выписку из действующих на территории муниципалитета Правил застройки и землепользования. Основные требования к содержательной части документа и базовые правила оформления регламентируются статьями 41-46 ГрК РФ (введен в действие после подписания № 190-ФЗ, датированного 29.12.2004). Актуальная редакция законодательного акта принята 30.12.2020.
Основное назначение ГПЗУ — предоставить застройщику исчерпывающие сведения об участке земли, которые требуются в качестве исходных данных для землеотвода, разработки проектной документации, последующего строительства и ввода в действие различных зданий и сооружений. К числу последних относятся любые постройки, за исключением так называемых линейных объектов, например, ЛЭП, магистральных трубопроводов, автодорог и т.д.
Основные задачи, которые позволяет решить получение ГПЗУ, состоят в следующем:
- размещение ОКС (объектов капитального строительства) в безопасных с точки зрения природных факторов местах;
- выполнение правил землепользования;
- соблюдение требований пожарной безопасности;
- обеспечение рационального расположения возводимых объектов по отношению к существующим;
- уточнение границ надела земли, подлежащего застройке;
- получение исходных данных для различных этапов проектирования и строительства, а также разработки проектной, технической, исполнительной и сметной документации;
- оформление разрешительной документации — на строительство или вводе здания/сооружения в эксплуатацию.
Нередко своевременное оформление ГПЗУ позволяет избежать серьезных ошибок. В том числе — стать основанием для отмены проектируемого строительства. Поэтому ни в коем случае не стоит экономить на получении документа, так как это поможет сэкономить намного большие финансовые и временные ресурсы.
Содержание
ГПЗУ представляет собой комплексный документ, состоящий из текстовой и графической частей. К каждой из них предъявляется определенный набор требований, который изложен в Письме Минстроя № 741/пр , датированном 25.04.2017. В настоящее время действует редакция документа, принятая 27.02.2020.
Текстовая часть в обязательном порядке включает следующие данные:
- реквизиты участка — адрес и кадастровый номер;
- характеристики надела земли — площадь, конфигурация, границы;
- перечень, реквизиты и свойства объектов, возведенных на участке;
- перечень, реквизиты и свойства объектов, которые планируются к строительству;
- местоположение инженерных коммуникаций — существующих и проектируемых;
- точки подключения инженерных сетей строящихся зданий к существующим внешним коммуникациям;
- при наличии — перечень объектов культурного и исторического наследия, подтвержденный выпиской из ЕГРН;
- ссылка на документ, выступающий основанием для дальнейших действий владельца земли по оформлению ГПЗУ.
Вторая часть документа — визуальная — включает детализированный план участка, на котором показаны:
- границы земельного надела и места расположения значимых точек;
- расположение существующих объектов с указанием координат и границ;
- расположение объектов, запланированных к строительству, с указанием местоположения и границ;
- значимая информация, которая должна учитываться при проектировании и строительстве — дистанции и отступы между объектами, красные линии и т.д.
Исходная информация для составления ГПЗУ предоставляется в результате топографической съемки. Другими источниками данных становятся сведения, включенные в ЕГРН и другие федеральные базы данных.
Порядок получения
Инициатором решения получить градостроительный план участка выступает владелец или его официальные представители, полномочия которых заверены нотариально. Выдачей ГПЗУ занимаются местные органы муниципальной власти.
Процедура получения документа предусматривает два обязательных этапа. Первый — это комплектование необходимого пакета документов. Второй — его подача в муниципалитет.
Необходимый комплект документации
Чтобы заказать градостроительный план участка земли, требуется сформировать и предоставить в местный орган самоуправления следующий набор документов:
- заявление на выдачу документа (бланк предоставляется муниципалитетом и выглядит так , заполненные образец имеет следующий вид );
- паспорт (для частных лиц и ИП) и учредительная документация (для организаций);
- регистрационные документы (для ИП и юридических лиц);
- выписка из ЕГРН, которая подтверждает право собственности заявителя на участок;
- при наличии существующих ОКС — технические паспорта на них;
- топографическая съемка или план надела.
Количество и формат каждого из документов регламентируются региональными нормативными актами. А потому требуется уточнять указанные сведения для каждого конкретного субъекта РФ.
Способ подачи документов
Действующее законодательство предоставляет заявителю два варианта подачи документов для получения ГПЗУ. Первый предусматривает личный визит в орган местной власти. Такой формат используется сегодня относительно нечасто, так как обычно требует существенных временных затрат.
Второй способ подачи предполагает посещение одного из многочисленных МФЦ. В этом случае предоставляется возможность предварительной записи, что исключает необходимость длительного ожидания в очереди.
В ряде субъектов РФ доступен третий вариант действий. Он предусматривает подачу документов в дистанционном режиме — на портале Госуслуги. Единственным недостатком такого формата получения государственной услуги по выдаче градостроительного плана участка становится необходимость перевода сопутствующих документов в электронный вид. В остальном использование портала Госуслуги удобно, а нередко — и выгодно для владельца земли.
Порядок получения необходимого заявителю документа предусматривает следующую процедуру:
- вход в личный кабинет пользователя портала Госуслуги посредством указания персональных данных;
- выбор интересующей клиента услуги;
- запуск и заполнение онлайн-заявки на выдачу ГПЗУ (предоставляет собой предоставление запрашиваемых программой данных — реквизитов земельного участка, сопутствующих документов, категории землепользования и другой подобной информации);
- получение подтверждения принятия онлайн-заявки на рассмотрение.
При наличии исходных документов на оформление заявления при помощи портала Госуслуги уходит не больше 5-10 минут. Поэтому нет ничего удивительного в популярности такого способа подачи документов на получение ГПЗУ.
Срок и стоимость оформления
Максимальный срок на рассмотрение муниципалитетом поступившего заявления установлен на уровне 30 суток. Правилами конкретного органа власти — местного или на уровне субъекта РФ — может быть установлен меньший срок.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что зачастую решение о выдаче градостроительного плана участка принимается быстрее. Обязательным условием для этого становится комплектность поданных заявителем документов.
Выдача ГПЗУ относится к государственным услугам. Действующие правила не предусматривают взимание госпошлины ха получение документа. Важный юридический нюанс — ГПЗУ выдается или в бумажном виде, или в электронном формате. Второй вариант возможен, если такой способ оформления указан в заявке.
Срок действия
ГПЗУ действует в течение 3 лет. По истечении указанного срока использование данных, содержащихся в документе, в целях проектирования или строительства не допускается. В подобной ситуации необходимо получение нового градостроительного плана.
Причины отказа в выдаче ГПЗУ
Наиболее распространенным основанием для отрицательного решения со стороны местных властей становится отсутствие обязательных документов, которые прилагаются к заявлению, например, на право собственности на участок. Другая частая причина — ошибки, которые могут в них содержаться. Нередко основанием, чтобы отказать заявителю, становится низкое качество документации (оригиналов или копий) или носителей, на которых она представлена.
Владелец земли имеет право обжаловать решение местного органа власти по любой из следующих причин:
- нарушение максимальных сроков рассмотрения заявления;
- требование оплаты или выполнения других условий, не предусмотренных действующим российским законодательством;
- отказ принять на рассмотрение исправленные документы.
Жалоба подается в вышестоящий орган государственной власти. Документ составляется в произвольной форме, но в нем должна содержаться следующая информация:
- наименование и контактные данные муниципалитета, чьи действия оспариваются;
- персональные и контактные данные заявителя;
- описание спорной ситуации с приведением доводов и документальных доказательств обоснованности позиции землевладельца;
- ссылки на нормативно-правовые документы, подтверждающие правоту заявителя.
Самостоятельно оспорить решение муниципалитета достаточно сложно. Сказанное справедливо и по отношению к процедуре получения ГПЗУ в целом. Оформление документа справедливо считается непростым с организационной и юридической точек зрения мероприятием. Его успешная реализация дополнительно затрудняется постоянными корректировками отечественной правовой базы, примеры которых были приведены выше.
Поэтому имеет смысл привлекать к делу специалистов в области земельного и градостроительного права. Такой подход обеспечит оперативность выдачи ГПЗУ при разумном уровне сопутствующих расходов, а главное — отсутствие проблем при оформлении проекта, получения разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.