«Лучше жить стоя в Крыжополе, чем на коленях в Харькове!» Леонид Быков
Сейчас Молодые с трудом поверят, но какое у него было громкое имя — ЛЕОНИД БЫКОВ! Большинство ролей уходили бродить по великой стране цитатами:
— Стой кто идет!
— Не идет, а едет
Не могем, а мОгем!
Учите матчасть!
А ты, малый, не дурак! И дурак немалый!
* * *
Украина столь плодовитая на таланты, снабжавшая пространство культуры Советского Союза самородками в очередной раз выдала на-гора советскому народу алмаз – Леонида Быкова. Когда на экранах страны появился Максим Перепилица, сила харизмы и талант Быкова были столь очевидны, что уже тогда было ясно – это новая суперзвезда советского кино.
Родился украинский-советский актер и режиссер Леонид Федорович Быков 12 декабря 1928 г. в деревне Знаменка Славянского района Донецкой области.
После рождения Леонида, родители, вместе с детьми переехали в поселок Краматорск, где жили в Октябрьском поселке, №130.
Там малец и начал посещать репетиции местного драмкружка в доме культуры имени Ленина. .
Потом Вторая мировая и противостояние Советского Союза с Германией. Семья Быковых была эвакуирована в Барнаул. Голод был страшный. Отец, Федор Иванович Быков, работавший вальцовщиком-металлургом, весил всего 47 кг.
Дитя войны, Леонид мечтал стать летчиком и дважды безуспешно поступал в летное училище. Да и пора была такая, все мальчишки мечтали о небе. На экраны один за другим выходили фильмы: «Летчики» (1935), «Истребители» (1939), «Валерий Чкалов» (1941)…
Еще во время войны 15-летним парнишей Леонид отвез документы в г.Ойрот-Туре, где находилась эвакуированная 2-я Ленинградская школа военных летчиков. Леня дописал себе пару годков, однако это не помогло, низкий рост выдавал в нем еще подростка и ему отказали. Военком улыбаясь сказал:
— Рановато тебе еще, салага, сначала школу закончи.
Вторая попытка была даже драматичнее. Проучившись месяц в ленинградской спецшколе летчиков Леонид Быков был отчислен из-за маленького роста, а потом учебку и вовсе расформировали, война закончилась.
Неуемный темперамент девать было некуда, и Леонид решил пробовать себя на сцене. И тут была неудача. В Киевский театральный институт его не взяли, не фактурный. Зато в 1947 г. удалось поступить в Харьковский театральный.
* * *
Наталья Тендора вспоминала о тех годах:
— Учился Леонид Быков увлеченно и вскоре стал сталинским стипендиатом. Уже в студенческие годы он играл, совмещая учебу и работу в театре. По окончании вуза, в 1951 г. выпускника актерского факультета зачислили в труппу Харьковского академического драматического театра имени Т.Г.Шевченко.
Третьекурсника заметил Марьян Крушельницкий (1897-1963) – выдающийся деятель украинского советского театра, — актер, режиссер и педагог. Актер Быков прослужил в труппе Харьковского государственного академического украинского театра имени Т.Г.Шевченко до 1960 года. За время службы Быков сыграл в 17 пьесах. Особенно же нравился зрителям потешный парень в комедии «Улица трёх соловьёв, 17».
Счастливый билет Леонид Быков вытянул, когда во время Декады украинского искусства в Москве он сыграл в спектакле «Гибель эскадры» по пьесе Александра Корнейчука.
Хлопца заметили и пригласили на «Ленфильм». Это было ошеломляюще для Леонида, и он ухватился за шанс.
* * *
Сначала Быков сыграл в драме «Судьба Марины» (1952г) режиссеров Виктора Ивченко и Исаака Шмарука. Картина была проходной и там в массовке затесались Евгений Матвеев (1932) и Юрий Тимошенко (1919) – будущая звезда юмористического дуэта «Тарапунька и Штепсель». Далее была роль придурковатого Пети Мокина, ходившего «за керосином». Леонид просто феерически украсил комедию «Укротительница тигров» (1954) Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой. Картина прошла в прокате с феноменальным успехом — 37 млн зрителей по итогам первого года проката.
— Я не вот эта вот самая лошадь и дрессировке не поддаюсь.
Всесоюзный успех фильма сделал Быкова узнаваемым. Роль нерадивого влюбленного морячка была замечена и оценена и критиками, и зрителями. На улице Леонида узнавали дразнили:
— Вьется за кормою чайка, кружит пена, / Что ж со мною делаешь ты Лена, Лена? –
— Паршивый тигр, хищник! Дороже ей хорошего человека.
Ну, а дальше для Леонида пошел стремительный взлет, — первая главная роль.
В 1955 г. картина «Максим Перепелица» режиссера Анатолия Граника показала всему Союзу весельчака и хитреца, озорного украинского хлопца, из которого Советская армия сделала настоящего мужчину. Персонаж был настолько запоминающимся и ярким, что после проката фильма по стране Леонид стал суперзвездой.
— Культурный человек, токарь пятого разряда, а не знаешь, что никотин отражается на нервах!
Конечно и сценарий был хорош. Написал сценарий украинский прозаик Иван Стаднюк (1920-1994). Тут отлично раскрыта тема и яркости украинского темперамента и трансформацию подростка в мужчину и товарищества, и роль общественного мнения.
Именно в этой комедии впервые как бы между прочим на всеобщее обозрение была представлена убойная сила – красотка Лидия Федосеева-Шукшина (1938) и новейшая автоматическое винтовка АК-47.
* * *
Дальше больше, Быков ворвался в кинематограф как тайфун и скакнул до высот режиссера.
В 1964 году Леонид Федорович выпустил свою первую режиссёрскую работу «Зайчик» — комедия о том, что чувство собственного достоинства необходимо и можно воспитывать в себе самому.
Вышедший на студии «Ленфильм» проект был словно вспышка в советском кинематографе
Маленький человек с большим внутренним миром, с внутренними драмами и мотивами, таковым был персонаж Быкова. Чудак с большим сердцем.
Позже этот образ удачно подхватил и развивал Василий Шукшин.
Но, первопроходцем в формировании образа, в нащупывании граней и нюансов, понятного зрителю героя стал украинский актер и режиссёр Леонид Быков.
Это был по сути своей Гамлет упакованный, укутанный, спрятанный в соцреализм и понятия о том, что такое «советский человек».
Но такая восторженность характера и острота внутренних переживаний были уже не особенно свойственны в эпоху развитого социализма, а потому, образ был ретроспективным, относился к времени ушедшему безвозвратно.
Маститый киновед Сергей Кудрявцев отмечал:
— Леонидом Быковым, как актером и режиссером, было прозорливо угадано: таким, как Зайчик, надлежащее место исключительно – в героическом прошлом (не случайно, следующие постановки Л.Быкова – «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты…» – были посвящены войне), или – на других планетах (он перед внезапной смертью на 51-м году жизни приступил к съёмкам фантастической комедии «Пришелец» – об инопланетянине и его любви к земной женщине). А вот в современности подобные герои рискуют превратиться в потешных жителей, местных уникумов, людей не от мира сего, почти что блаженных, от которых единственная радость в жизни – быть предметом зубоскальства для сограждан.
* * *
Но, за драмой персонажей Быкова все выше поднималась драма внутренних противоречий самого Быкова. Достигши славы и высказавшись зрителю, Леонид столкнулся с тем, что и многие десятки талантливых людей советской эпохи до него и после него, с пониманием, что общество его потребляет, но, его истинные внутренние ценности обществу не так уж интересны и близки.
Разочарование, — страшно разъедало Быкова. Тоже самое было и с Маяковским и Есениным, очарованными надеждами революции и «убитые морально» ее последствиями, с Владимиром Высоцким, писавшем про тяжелый советский народ известные строчки (Что за дом стоит) «В дом заходишь как, все равно в кабак, а народишко – каждый третий враг…образа в углу и те перекошены…Двери настежь у вас, а душа взаперти…».
Каково это ощущать себя изгоем и быть при этом суперзвездой, как это выдержать, каких сих это требует?
В 1965 г. Леониду Быкову присваивают звание заслуженного артиста РСФСР. И тут все. Словно падение в кому, словно срыв в штопор. Далее ни одного достойного предложения, ни роли, ни фильма. Откат к каким-то случайным, проходным незаметным ролям и картинам.
Взлетев так высоко актер словно повис в вакууме. За четыре долгих мучительных года Леонид Быков снялся в эпизодической роли в драме «В городе С.» (1966) Иосифа Хейфица.
Откат был долгим и мучительным. Хотелось гореть, работать и работать. А материала не было. На роли не звали.
В 1968 году Леонида приглашают на Киевскую киностудию имени Довженко. Там актера утверждают на одну из ключевых ролей в военной драме «Разведчики», снятую режиссером Игорем Самборским и Алексеем Швачко. В картине использовался танк Т-54, краса и гордость советской оборонной промышленности послевоенных лет. Это было весьма достоверно.
Снимали фильм в Калининграде, а вместо реки Дунай снимали местную речушку Прегель.
* * *
Леонид Быков и Александр Смирнов — синергия двух людей
Материал был неплох. Сценарий был написан киевским сценаристом Евгением Оноприенко (1925-1997), тем самым, который спустя несколько лет создал литературную версию лучшего советского фильма про войну «В бой идут одни «старики».
К тому же актерский состав тут был просто нечто: Алексей Смирнов (1920-1979), Константин Степанков (1928-2004), Леонид Быков, Иван Миколайчук (1941-1987)!
Как-то слепили до купы разных по амплуа актёров и втиснули в один сюжет. Вышло пафосно интересно, но не очень органично, что ли.
На сьемках сработала синергия, которая потом достигла фантастического эффекта на сьемках «В бой идут одни «старики», — сложился творческий дуэт Быкова и Смирнова (того самого, что играл дубалома из «Приключения Шурика».
Но, здесь Алексей Макарович не бегал полуголым по стройке, а создавал атмосферу военного братства привнося в нее и бытовой армейский юмор и тут-то и зародилась та невидимая связь между двумя людьми, Быковым и Смирновым. Ткань этой дружбы, тонкой духовной связи потом и станет полотном на котором будет нарисован незабвенный фильм «В бой идут одни «старики». Там этот дуэт даст такую синергию, такую щемящую теплоту и тоску, что весь фильм как бы ждешь, пока эти двое снова перекинуться фразами.
Тонкие миры и материи. Разве в них не поверишь узнав трагическую связь жизней и смертей этих двух личностей
Что же касается тематики войны, то, как я уже говорил, Быков сам осознавал, что органичным может быть именно в отрыве от реальностей советского общества и трендов 60х-70х годов. Это был своего рода эскапизм – побег от действительности в которой жили потреблением, погоней за дефицитом, очередями за «жигулями» и пьянками на кухнях да пивнушках. Места «душе на распашку» на экранах уже не было. И Быков «бежал» в прошлое. Туда, где были высокие цели и место самопожертвованию. В тематике войны Леонид жил по-настоящему, проявляя свой не дюжий драматический талант. Там все ясно, — есть друг и есть враг, и есть цель, и есть риск, и самое главное, есть смысл.
И там же можно было возвращаться в детскую мечту стать летчиком. Во время сьемок он осваивал управление настоящим самолетом, учебным конечно, Як-18.
И тут опять какая-то редакция, какая-то ретушь, замыливание – чиновники из кинопроизводства велели директору картины эпизоды с Як-18, кое как переделанным под вид боевого самолета, удалить. Чтоб никакой боевой техники. Кто может это понять?
И все же фильм выстрелил. В 1969 году картина «Разведчики» становиться в топ 10 лидеров советского проката.
* * *
Леонид Быков возвращается в Украину
Что б не просиживать без дела в 1969 году Леонид вообще перебирается в Киев на работу на киностудию имени Довженко. Суперзвезду приняли как родного, с шутками:
— Понаїхали тут генії! Своїх вистачає! А хто такий Биков?!
Однако, ожидаемых ролей, гонораров не последовало и тут. И снова падение в депрессию. Дальше и глубже. На жизнь зарабатывал метр кино написанием сюжетов юмористических сценок в сатирический киножурнал «Фитиль».
В эти же годы Быков пишет Николаю Борисенко (1919-2008), актеру Харьковского украинского драматического театра имени Т.Г.Шевченко:
— Кажется, я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно…
Рождение образа «Смуглянки»
Существует легенда, что идею сьемки фильма о военных летчиках Быков вынашивал еще с 1967 года. Тогда, еще на «Ленфильме» Быкову предложили поставить картину на эту тему, «Хроники пикирующего бомбардировщика» по сценарию Владимира Кунина. И тут, по легенде, своевольный украинец включил в сценарий песню. Ту самую. «Смуглянка».
Кинодраматург ответил отказом, ненужно мол такой самодеятельности.
Нашла коса на камень и сьемки фильма передали Науму Берману.
Все к лучшему. Накопленное и любимое Быков придержал в себе и все выдал в «Бой идут..»
Да что за прихоть эта «Смуглянка» недоумевали вокруг.
Старший на два года товарищ юношества Леонида, парень из Краматорска Донецкой области Украины, таки стал летчиком тогда еще во время войны. И погиб в небе над Чехией. Товарища звали Виктор Щедронов.
И болело в груди у Леонида Быкова на этот счет. И носил он в себе боль да стыд какой то, что товарищ на пару лет старше, а воевал и геройски погиб, а его самого не взяли, мал был еще Зайчик.
Этот товарищ и был прототипом для «смуглянки».
И снова бюрократия и чинуши от кинопроизводства усложняли Быкову жизнь. Сценарий «В бой..» они не принимали. Мол история то какая-то «не героическая». И что б завалить картину и показать Леонида как творчески несостояльного режиссера ему для сьемок выделили ОДИН самолет.
Спас случай. Хотя, говорят случайности не случайны. В качестве военного консультанта к анализу технических элементов и постановок воздушных боев были привлечены эксперты – опытные летчики. Так сценарий попал на стол к трижды Герою советского союза, маршалу авиации, командующему ВВС СССР Александру Покрышкину.
Начав читать машинопись, он не остановился, пока где дочитал до конца, а, прочитав, на весь лист написал резолюцию «Вот это и есть война!» и дал съёмочной группе 2 боевых истребителя.
И все-таки снял Быков шедевр не благодаря, а вопреки. Хотел он снимать на цветную пленку, да где там. Выдавали цветную только для соцреализма и пояснили:
— Будешь снимать под заказ, про трактористов – получишь цвет, а в фильме про войну обойдешься и че-бэ.
* * *
«В бой идут одни «старики»
12 августа 1974 г. в прокат выходит фильм «В бой идут они «старики».
Актер-фронтовик Алексей Симонов писал об увиденном:
— Это удивительная картина. В ней все сразу видно: и все ее многочисленные достоинства, и совершенно явные недостатки. Но это потом, когда гаснет экран…. А пока на белой ткани разворачивается история «второй певучей», я, видевший ее с тех пор раз шесть, каждый раз плачу, как ребенок, и даже сейчас, когда я просто об этом пишу и прикасаюсь к ней душой, у меня слезы где-то рядом.
Да ведь в основе романтической линии фильма лежала реальная история влюбленности заместителя командира авиаэскадрильи 46-го гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков, Героя, гвардии старшего лейтенанта Надежды Поповой (1921-2013) и командира авиационной эскадрильи 163-го гвардейского истребительного авиационного полка, тоже Героя, старшего лейтенанта Семена Харламова (1921-1990).
Пара кружила под вальс войны.
Бюджет фильма 165 тыс. рублей и по итогам 1974 г. фильм взял рейтинг топ 5 лидеров всесоюзного проката – картину посмотрело 44 млн зрителей при первом показе.
Это была вершина. Пик. И она, вершина эта, была тем выше, тем ярче, что взлетел на нее Быков то почти из бездны, из забытья.
На премьеру картины он приехал в родной Краматорск, в Украину.
Старшая сестра, Луиза Федоровна Быкова, говорила, что того что творилась в тот день забыть нельзя:
— Леню несли на руках. Люди что-то говорили, смеялись, восхищались. А Анна Тимофеевна Карпач – мама Виктора Щедронова, нашего соседа и самого близкого Лениного друга, – рыдала. Конечно же, в
образе Смуглянки она узнала своего Вику на экране! Не только потому, что он – лейтенант Щедронов, даже не потому, что он рассказывал ей, как они с Леней однажды в вагоне поезда услышали мелодию «Смуглянки», которая запала в душу и которую с тех пор они насвистывали, пока Витя не сбежал на фронт (он был старше Лени на два года). Она узнала белозубую неповторимую улыбку, взгляд незабываемых глаз. Это же надо было найти такого актера, как Сережа Подгорный, что все, кто видел Вику, узнали мгновенно.
На вершине и начал сдавать Быков. Во время сьемок чувствовал слабость. Потом выяснили – пережил на ногах микроинфаркт.
* * *
«Аты-баты, шли солдаты..»
Номенклатура партийная наконец «разглядела» заслуги Быкова и ему присвоили звание Народного артиста УРСР.
Будто чуял Леонид, что времени остаётся все меньше. А ведь так многое хотелось успеть.
Уже в 1975 году используя инерцию популярности «В бой идут..» Быков добивается возможностей снять новый фильм. И конечно же снова про войну. Тянуло его туда, в то время, к тем характерам. Бежал Леонид от «соцреализма», от фильмов про трактористов и колхозы, от проходных конъектурных сюжетов. Ему нужно было оставить след. И на излете сил он взялся за «Аты-баты шли солдаты».
Сценарий был хорош. Это обязательно. Только крепкие сценарии, только сюжеты с драмой с изгибом с изломом судеб, с лопнувшей струной.
Сценарий создали Кирилл Раппопорт, который имел предметное понимание что к чему ведь сам провоевал и прослужил в Советской Армии с 1943 по 1956 год и фронтовик-доброволец Борис Васильев , автор другого шедевра советского кинематографа «…А зори здесь тихие».
С Владимиром Конкиным Быков мечтал поработать давно. И при подготовке к «Аты-баты…» предложил Конкину выбирать себе роль. Как-то органично срослось с ролью младшего лейтенанта Игоря Суслина. Но, на роль ефрейтора Виктора Святкина подобрать нужного актера не удавалось. Вроде и подходили по типажу, но «внутрянка»,…внутнянку искал Быков особую, чтоб с надломом.
И тол и сам Конкин, то ли кто из группы, а то ли и все по очереди высказались Быкову мол «Чего искать то, когда это ваша роль!».
Быков отнекивался, мол «старый я». И в итоге взялся-таки за роль.
Помните сцену, когда немецкий танк медленно движется прямо на персонажа Быкова, а тот с гранатой
полубоком. Кто смотрел этот фильм, ту сцену не забудет, — глаза Быкова играют так, что пот холодный по спине. Мастерство? Да, мастерство. Но, и «внутрянку» надо иметь Быковскую. И вот она – 24 –я роль в кино.
Снимали в тяжелейших условиях, в Сергиевом Посаде (тогда Загорск), в жуткий мороз, когда и техника отказывалась работать, а люди делали работу ценой здоровья.
Вернувшись со сьемок в Киев Быков пережил второй инфаркт.
Все что имела эта одаренная и богатая душа, все отдавал он на сьемках. И потом опустошенный до отказа жил на холостых оборотах.
Близкие видели, что он выгорел и был на пределе и отправили Леонида на лечение в санаторий в «Конче-Заспу». Но, там смогли немного подтянуть его физические силы, однако душевные так и не восстановились.
Отчаянные строчки писал Быков в письме из санатория:
— Часами смотрю на воду (разлив большой), а жить не хочется. Это не фраза кокетничающего юноши. Нет. Просто не вижу смысла. Раньше хотелось достать клочок земли, построить халупу своими руками. Где-то у воды, в лесу. А сейчас даже этого не хочется. Превращаюсь во что-то вроде робота…
* * *
Картина же уже жила своей жизнью став конечно же лидером всесоюзного проката. Быкову вручили Государственную премию УССР. Почести, рестораны, заголовки в прессе.
Знал ли кто-нибудь какой ценой далась Быкову картина о 18 солдатах ценой собственных жизней, остановивших в 1944 году колонну немецких танков?
Не идеология интересовала Быкова, не лозунги восхваление партии, а человек, люди способные на поступок, загнанные в безысходность и выходящие за рамки простой жизни.
Как и Высоцкий, Быков любил и хотел ставить персонажей в пограничн6ые состояния, на грань жизни и смерти.
Быков сам перешагнул и вырос выше первичного вопроса человека познавшего всю суетность и лживость окружавшей жизни, вопроса, вмещавшего в себе всю драму познавшего жизнь человека: «Быть или не быть?». Быков пошел дальше и вышел на новый уровень сложности вопроса ответ на который требует большего мужества чем лишение себя жизни, — это не вопрос быть ли не быть, это вопрос «Каким именно быть?»…
И ставил Быков персонажей своих перед этим вопросом, и через творчество как-бы искал ответ и для себя.
А советская действительность не давала пространства для маневра. Быть нужно было таким как нужно, как сказано, как все.
А Быков мог быть лишь собою, а не штампованным советским человеком.
Рвал на себе рубаху и душу на распашку выставлял Быков в творчестве, — быть нужно таким, способным на крик, быть способным ударить, побежать, обнять, запеть, всплакнуть, пожертвовать собою.
Но, вокруг уже было общество потребителей и накопителей. Начинались 70-е, переход из героического пасионарного времени к застою.
Показателен случай – при приеме картины один из членов комиссии от госкино задремал при просмотре, а проснувшись спросил отчего у фильма название такое смешное детское…
Особой тяжкой болью Леонида был его сын — Олесь Быков. Мало кто знает и об этом практически не писалось в прессе, что сын Леонида эммигрировал в Канаду
* * *
Высказавшись в кино и не получая достойных предложений дальше Быков решает вернуться в театр. Предложение возглавить Харьковский драматический поступило от Владимира Тимофеевича Милюха – заведующего отделом культуры харьковского обкома и было передано Быкову через Николая Борисенко – актёра театра и кино, заведующего кафедрой Харьковского института искусств.
Шел 1977 год, и Быков был авторитетным состоявшимся советским режиссером.
Но, Быков знал, что творческой свободы ему не дадут и что спуститься до шаблонных спектаклей – это путь к творческой погибели. Потому решил отказаться.
Говорят, что Леонид Быков выражался типа что «Лучше жить стоя в Крыжополе, чем на коленях в Харькове!»
* * *
Собрав все остатки сил Леонид Быков решает совершить еще один бросок, прыжок к звездам. Окончательно осознав, что в серой действительности советской жизни найти щель для яркого персонажа нет возможности, а бытовых типа любовных драм его не интересовала в принципе, режиссер задумывает снять фильм «Пришелец». Это попытка решить задачу сменив контекст соцреализма 70-х на придуманные обстоятельства, а, следовательно, раз обстоятельства придуманы, то и герои могут быть «не советскими».
Смелость задумки и сейчас даже при стремительном развитии украинского кинематографа чрезвычайна. По сюжету инопланетянин Глоуз падает на Землю прямо в украинское село. При этом он оказывается одной внешности с механиком, который как раз в это же время из этого же села улетел на другую планету. Жена же механика приняв инопланетянина за своего супруга ведет с ним семейную жизнь. Вот только муж, ну то есть пришелец, ведет себя странновато…
Для зрителя это была бы комедия положения, фантастического положения, а вот для Быкова это был побег от пресной реальности.
Все закончилось так и не начавшись. Успели лишь провести кастинги.
Если посмотреть пробы, которые смонтированы в 10 минутный ролик, то становится понятно, что речь шла не о комедии. Важнейшие вопросы человечества и в частности советского общества озвучены даже в коротких десяти минутах. Если б Быков успел снять, то на экраны вышел бы философский трактат, упакованный в сюрреалистические формы.
Таким вы Быкова еще не видели. Посмотрите на YouTube «Пришелец-73» вы сами все поймете, вы поймете что тревожило Быкова под конец жизни.
— Земля – это сложно, это очень сложно. И хотя я многое понял на Земле… Я даже понял смысл таких архаичных, рудиментарных явлений, как угодничество и карьеризм, равнодушие и рвачество, демагогия и дефицит. И прочих отдельных явлений, столь редко уже встречающихся на Земле…
* *
Мучительно пытался ответить он себе на вопрос почему все так, почему жизнь «такая», почему вместо истинного, высокого, настоящего люди живут в погоне за карьерой и дефицитом, почему вместо быть собой, — люди конформисты и шаблонны, и почему вместо свободы, за которую так боролись вроде бы и в Революцию 1917го и в ходе Великой Отечественной, люди живут в страхе и в узости мировосприятия.
Ответов не было. А противоречащая соцреализму и приспособленчеству его натура раздражала рабов системы.
За 4 месяца до гибели Быкову исполнилось 50 лет, и он просто наотрез отказался устраивать помпезный юбилей в Союзе кинематографистов на студии им. Довженко в Киеве. Сказав что-то вроде того, что ему не нужна репетиция его же похорон и вообще уехал из Киева на свой день рождения. А вернувшись в квартиру получил «поздравительную открытку» в похоронной рамке с пожеланием долгих лет жизни. Открытка была анонимной. Но, своих «доброжелателей» Быков конечно знал.
Выхода не было, ни творческого, ни ментального. Весной 1979 года украинский актер и режиссер пишет завещание:
— Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну…
НИКАКИХ оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду – случится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и – все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… Заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока…
Запечатанный пакет с завещанием был адресован Ивану Васильевичу Миколайчуку, Николаю Павловичу Мащенко.
Сама судьба подготовила Быкову «выход» из безысходности.
Переживая не затопило ли дачу, 11 апреля 1979 года Быков сел в волгу и поехал в село Чернобыльского района.
На обратном пути недалеко от Дымера Киевской области волга, выполняя обгон трактора выехала на встречку и влетела в груженый грузовик «Киевводстроя».
Свой Земной полет Леонид Быков как суперзвезда закончил в автокатастрофе. Любитель скорости, мечтавший о том что бы пилотировать военные самолеты, Леонид Быков ушел как и жил — на высокой сокрости, обгоняя полущих. Хочется верить, что-где-то-то во вселенной в тайных и скрытых мирах летает душа Великого творца и Человека – Леонида Быкова.
Читайте о новом украинском кино тут (фильмы про войну, драмы и комедии)