Впервые взаимосвязь между депрессивными состояниями и временем, проведенным в интернете, обнаружил в 1998 г. американский психолог Роберт Краут. Он назвал это парадоксом интернета: технология, которая должна была дать людям беспрецедентную свободу общения привела к изоляции ее пользователей.
Начало социальным медиа было положено в 1997 г. основанием социальной сети SixDegrees.com. К 2000 г. доступ к интернету имели 100 млн. человек. Facebook был изобретен в 2004 г. и в настоящее время насчитывает 2,27 млрд. активных пользователей.
В 2008 г. власти Китая официально назвали интернет-зависимость угрозой здоровью нации и даже создали официальные реабилитационные центры для злоупотребляющих пребыванием в сети. Вскоре такие же учреждения появились в западных странах.
Аудитория социальных сетей уже составляет более половины населения земного шара, и постоянно увеличивается.
Когда в 2005 г. исследовательский центр Pew Research Center начал отслеживать использование социальных сетей, только 5% взрослых американцев использовали хотя бы одну из платформ. К 2011 г. эта доля выросла до половины, а к концу десятилетия уже 72% населения активно используют те или иные социальные сети.
Некоторые ученые-медики показали, что девочки и женщины чаще, чем мальчики и мужчины, страдают от чрезмерного использования социальных сетей.
В 2020 г. на стриминговой платформе Netflix вышла документальная драма "Социальная дилемма", посвященная пагубному влиянию соц. сетей на жизни пользователей. Авторы картины тоже считают, что такие сервисы вызывают серьезное болезненное привыкание, однако они уверены, что это не вина "слабых" людей, а тонкий расчет разработчиков, которые выстраивают алгоритмы площадок таким образом, чтобы затянуть пользователей в свои сети. Создатели фильма уверены, что администрации сервисов эксплуатируют любопытство и стремление людей к социализации, превращая сайты и приложения в лекарство от одиночества и печали. Однако эксперты уверены, что этот эффект неоднозначен и может быть обратным.
Несмотря на ощутимую свободу общения и обмена информацией, которую соц. сети подарили миллиардам человек, многие пользователи ощущают и негативные эффекты.
Низкая самооценка.
Пользователи социальных сетей не всегда честны друг с другом: они редко рассказывают о своей настоящей жизни, чаще создавая некоторый идеальный цифровой слепок самих себя. Лента новостей в фейсбуке для многих выглядит как бесконечный праздник на чужих улицах: счастливые фотографии свадеб и отпусков, прекрасные дети и бесконечные новости о личных и карьерных достижениях. Сравнивая свою жизнь с историями "друзей", одни пользователи начинают завидовать другим. Постоянное сравнение себя с другими расшатывает и занижает самооценку и заставляет пользователей чувствовать себя "неудачниками" на фоне чужих идеальных селфи и историй успеха.
Прокрастинация.
По одной из теорий, прокрастинация — это нарушение эмоционально-волевой сферы, при котором люди откладывают дела, до тех пор пока не выполнить их становится субъективно невозможно. Ею в той или иной мере страдают все, однако исследования показывают, что активные пользователи социальных сетей подвержены ей гораздо чаще. Чаще всего с возрастом люди учатся преодолевать эту проблему, начиная уделять больше внимания планированию времени и четко осознавая, зачем им нужно выполнить работу прямо сейчас. Подросткам и студентам приходится особенно тяжело. В научной литературе появился даже специальный термин — "академическая прокрастинация" — явление, при котором студенты начинают готовиться к сессиям в самый последний момент. Социальные сети играют в этом процессе важную роль: они заставляют пользователя находиться в ситуации «социальной многозначности», при которой человек постоянно переключается с общения на чтение постов, веб-серфинг и просмотр видео. Люди, которые не умеют контролировать себя (а согласно исследованиям, таких в социальных сетях немало), не могут заставить себя остановиться и заняться важными делами. Из-за этого у некоторых пользователей фейсбука возникает хроническое недосыпание, которое снижает умственные способности. Американские исследователи выяснили, что прокрастинаторы чаще остаются без работы, получают более низкие зарплаты и в целом меньше удовлетворены жизнью.
Формирование зависимости.
Зависимости от социальных сетей особенно подвержены подростки. Официально ее нет ни в одной из классификаций заболеваний, однако западные и российские психотерапевты признают наличие подобной проблемы. Аддикция — это навязчивая потребность человека осуществлять какую-либо деятельность. Она может быть связана с любым действием или предметом, начиная от поедания сладостей и азартных игр и заканчивая употреблением наркотических веществ и алкоголя. Основным симптомом аддикции является негативное влияние объекта желания на общее качество жизни. Часто зависимые люди выпадают из жизни, у них сужаются сфера интересов и круг общения.
Повышенная внушаемость.
Исследования показывают, что пользователи фейсбука в особенности подвержены влиянию своих подписчиков и часто становятся конформистами. Количество лайков под постом в социальной сети наглядно показывает, насколько он нравится вашему окружению. Большинство пользователей стараются публиковать контент, который потенциально нравится другим его подписчикам. Подобное поведение порождает такой феномен, как "спираль молчания": пользователи социальных сетей не склонны высказывать суждения, не одобряемые обществом. Этому способствует и то, как социальные сети выдают обновления: пользователи получают информацию в соответствии со своими интересами и взглядами. Отсутствие альтернативных убеждений в ленте делает информационную картину униполярной, что усиливает социальное давление на людей. Например, эксперимент, проведенный в день выборов в США в 2010 г., показал, что пользователи, получившие сообщения о количестве проголосовавших друзей, чаще сами шли на выборы по сравнению с теми, кто получил простое напоминание о голосовании.
Источник 1. Источник 2. Источник 3.