Интересно, иногда, иностранцы, которые приезжают в какие-то отдаленные уголки нашей страны, замечают больше, чем мы, жители. Даже не то чтобы замечают, а умеют рассказать о каких-то явлениях, показать их так, как мы, возможно, не видим или не показываем. Вот, например, автор National Geographic (сам я работаю в российском офисе) итальянка Раффаэло Петрелла (живет вообще-то в Риме) постоянно ездит по России и с любовью снимает удивительные истории.
Мезенский район. Леса, деревни, где почти никто не живет. Пронзительная деревенская бедность в этом месте напрямую соприкасается с дорогими космическими технологиями. Что выходит? Получаются сани или лодка.
Фотограф добралась до Крайнего Севера – до крошечного городка Мезень в 390 километрах от Архангельска. Мезень, где живет около трех тысяч человек, находится где-то по пути траектории ракет, запущенных с космодрома Плесецк в 500 километрах. Каждая ракета, взлетевшая в небо с Плесецка, сбрасывает топливные контейнеры и отработанные ускорители, многие из них падают на землю Мезенском районе: разумеется, не прямо над жилыми домами, а на отдельной территории поблизости. Поэтому после того, как сброшенные части ракеты падают с неба над Мезенью, жители деревни идут спасать обломки. Обломки фюзеляжа превращаются в лодки, которые тут называют "ракетами" и охотничьи нарты. Говорят, что некоторые энтузиасты извлекают из обломков золото и титан – продают на черных рынках Архангельска. Другие жители ставят обломки ракет в деревенских садах – как украшения.
На фото: местный житель Павел Попов натягивает оленьи шкуры на сани, которые он соорудил из найденных частей ракеты.
Вот другой снимок: в деревне Совполье живут около пятидесяти человек. Зимой многие жители ездят на санях, сделанных из частей ракет.
А здесь: вообще-то, это запрещено, но, как говорит фотограф, некоторые местные жители переплавляют вот такие золотые части от ракет, чтобы продать.
На этом снимке Павел Попов показывает фотографу фрагмент ракеты, который, по его словам, тоже содержит золото.
Рыбак у своей лодки-"ракеты" – высаживается на берег. Мужчина живет в глухой деревне с четырьмя жителями. Чтобы добраться до более-менее крупных населенных пунктов и продать улов, ему нужно три дня пути на лодке.
Вот так вот – чего только в жизни не бывает. На одной территории соприкасаются, пересекаются, переплетаются наши современные космические технологии и незатейливый деревенский быт.
А тут, поглядите, как наш русский фотограф National Geographic Россия, побывал на запуске ракеты с другого космодрома – Байконур. Тут он делится впечатлениями и показывает фото.
В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.