Понятие личного роста в последние годы истово эксплуатируется различными тренинговыми направлениями, однако понимается преимущественно как способ достижения некоего универсального успеха. В данной работе мы попробуем отойти от абстрактного и подчас навязываемого образа, и поговорить о наличности индивидуальной психики.
В любой психологической работе мы должны опираться на реально имеющиеся ресурсы, что требует в первую очередь признания своего наличного положения: кто я есть, где и с чем стою. Ответ на этот вопрос влечет за собой описание конкретных качеств, как принимаемых, так и вызывающих затруднения (в аналитической психологии мы говорим о Тени как архетипе вытесняемого). Внимательное изучение я-идеала (фантазия успешного себя) приводит к размежеванию действительно свойственных индивиду качеств, навыков, желаний, и навязанных коллективной культурой ценностей. Универсальный успех при ближайшем рассмотрении подобен мифической химере - он как будто включает все и в то же время оказывается ничем.
К.Г.Юнг при рассуждении о норме в работе "Нераскрытая самость" замечает:
"..если я вычислю вес каждого камушка на покрытом галькой пляже и получу средний вес в пять унций, то эта цифра мало что сможет мне сказать о реальной природе гальки. Любого, кто на основании моих изысканий решит, что сможет с первой попытки подобрать камешек весом в пять унций, ждет серьезное разочарование. И в самом деле, может статься так, что и после долгих часов поисков он так и не найдет камушка весом точно в пять унций".
Мы должны повторить прописные истины об уникальности каждого отдельного человека, его опыта и истории и, больше того, вектора развития. Следуя юнгианской логике, мы говорим о телеологичности психической жизни, как и жизни вообще. Телеологичностть означает стремление к цели. В данной перспективе подразумевается, что каждому человеку присущ вектор развития, его жизнь устремлена к своей конкретной цели. С юнгианской точки зрения такое осознанное органичное проживание жизни "к свойственной ей цели" называется "индивидуацией", т.е. становлением "свойственным самому себе". Навязываемый современной по большей части экстравертной культурой и более всего интернет-пространством универсальный образ успеха может идти вразрез с чьей-то конкретной целью и смыслом жизни. Для того, чтобы его достичь, индивиду пришлось бы изловчиться и перепрыгнуть символический Тихий океан, что для него недостижимо ввиду его наличных конкретных ресурсов (и безответно на вопрос "зачем?").
Уважение к себе как личности, своей истории со всеми ее взлетами и падениями, своему опыту, вынесенному из пожарища, подразумевает осознанное различение смежного конкретному человеку и чуждого ему. Одной из трудных тем в работе является сращение Эго и Персоны, но дело осложняется в разы, если речь идет о недостижимой чуждой идеальной Персоне. Проблема перфекционизма во многом произрастает из этого ядра, как и проблемы зависти, конкуренции, нарциссического нарушения самооценки как в сторону самовозвеличивания, так и в сторону самоуничижения и проч.
Какое же понимание "личного роста" может пойти на пользу в действительной психологической проработке?
Родители детей с особенностями в развитии часто отмечают огромную радость, испытываемую в связи с овладением конкретным навыком, который прежде не давался именно их ребенку.
Личный прогресс намного более ощутим, вещественен и ценен, чем эфемерные универсальные достижения. Человек, вставший после автомобильной аварии на ноги и вновь вышедший на работу, индивидуально воспринимает свой опыт возобновления социальной жизни более емко и глубоко, чем человек, не выпадавший из рабочего потока. Преодолевший страх публичных выступлений, хоть и не искоренивший его полностью, воспринимает как победоносное выступление перед аудиторией - именно потому, что имеет глоссофобию в анамнезе. Человек, знающий, от чего отталкивается, - свои реальные ресурсы и затруднения - умеет отслеживать даже маленькие победы. Они личные, невидимые для других, но именно такими маленькими шагами развивается самостный человек.
К 1933 г. в рамках культурно-исторической психологии Л.С.Выготский сформулировал понятие "зона ближайшего развития".
Сам ученый не успел в полной мере развернуть его содержание, но ученики и последователи продолжали разрабатывать его теории, и к концу XXв. данное понятие прочно вошло в терминологический оборот и легло в основу рефлексивно-деятельного подхода в работе с детьми. Кратко суть теорий "ЗБР" и "РДП" состоит в том, что в конкретный период времени конкретный ребенок обладает определенным набором навыков, составляющим зону его актуального развития. Это те задачи, которые он может решать самостоятельно без посторонней помощи. Зона ближайшего развития включает действия и задачи, где помощь постороннего (взрослого) требуется, и овладение данными навыками увеличивает зону актуального развития. В.К.Зарецкий в статье "Теорема Выготского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказательства" замечает, что в рамках такого подхода проблемная ситуация рассматривается как потенциально ресурсная (совместная деятельность - рефлексия затруднения - опора на реальный ресурс - осмысление необходимого развития).
Возвращаясь к аналитической психологии, мы можем заметить, что каждая личность испытывает свои индивидуальные трудности, каждое Эго имеет свою личную Тень. Мы все переживаем затруднения, неудачи, совершаем ошибки. За этим есть точка - зазор осмысления произошедшего. Подходя к вопросу с позитивной точки зрения мы можем обнаружить свою зону ближайшего развития. Тень не интегрируется вся скопом, интеграция происходит маленькими порциями, которые Эго способно ассимилировать без вреда для психической системы в совокупности (Тень неисчерпаема, так что интегрировать ее всю мы не можем в принципе). Оценивая свое реальное положение, уважая свою историю и свое настоящее состояние, мы, хоть и можем иметь ввиду идеал (Самостную устремленность - она важна), во-первых, выбираем лежащие в ЗБР (а не в зоне недостижимого) задачи, во-вторых, подходим к затруднениям как к потенциально-ресурсным источникам (жемчужина Тени). В таком отношении акцент в формулировке "личный рост" или "личностное развитие" стоит на первом слове и оно неотделимо от нас конкретных.
В завершении хотелось бы вспомнить теорию Д.В.Винникотта о "достаточно хорошей матери" (в противовес недостижимой идеальной). Определенный уровень успеха также может быть лично достаточным - где-то здесь проходит черта "своего" и "чужого" (в философии В.В.Бибихина, например).
И также немаловажным является ответ на вопрос:
успех - для чего?
Вполне может статься, что это "для чего" можно делать уже сейчас, без усложнения определенными условиями - если делать это так же, ориентируясь на ЗБР.