Начало промышленного переворота в России относятся к середине 19 века (1830-1850 годы). Под промышленным переворотом понимается особая экономическая ситуация в стране, при которой осуществляется переход от ручной формы туда к автоматизированной. В России происходил переход от ручных мануфактур к машинным фабрикам. Основой для развития этого процесса служит научно-технический прогресс и научные изобретения. Не случайно, именно в этот период в России было большое количество видных ученых. Один из ярчайших был Михаил Ломоносов.
Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.
Во второй половине XVIII в. появилось несколько новых предприятий: заводы по производству железа, ткацкие, стеклянные и бумажные фабрики. Часто предприятия находились в частной собственности, а рабочие были наемными. Например, голландский купец Андрей Виниус построил неподалеку от Тулы заводы по производству пушек, холодного оружия, ядер и пр. Петр I решительно занялся индустриализацией в стране, используя, в основном, командно-административные методы: труд приписных крестьян, заключенных, строительство заводов в приказном порядке. Крупные мануфактуры строились за государственный счет, и заказы на них выполняли государственные. К концу правления Петра в России находилось 233 завода и более 90 известных мануфактур. При этом не на всех предприятиях использовался крепостной труд, многие частные заводы брали свободных работников по найму. Однако после смерти Петра многие основанные им мануфактуры закрылись в силу непродуманности их создания. При Екатерине II экономика развивалась, но основное внимание было уделено металлургии.
Политика протекционизма, которая была вновь утверждена в 1822 г. Александром I, способствовала развитию промышленности, особенно текстильной и сахарной. Также развитие промышленности провоцировало и частичное предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности. Беспрецедентный рост хлопчатобумажной промышленности начался в России в 1820-х и достиг своего пика в 1840-х гг. Многие из владельцев хлопчатобумажных фабрик были крестьянами, ставшими предпринимателями, а рабочие этих фабрик – наемными работниками. В этот период развиваются и производство изделий из металла, дерева, стекла, фарфора, а также одежды. В 1830-1860 гг. в России произошел промышленный переворот. В начале 1830-х гг. на российских фабриках можно было найти единичные механические ткацких станки и паровые машины, а к 1860 г. только в хлопчатобумажной промышленности было около 200 тыс. паровых машин и 16 тыс. механических станков. В 1830 г. во всей стране было лишь 7 машиностроительных заводов, а в 1860 г. – целых 99 заводов, что демонстрирует поднявшийся уровень промышленного производства. Вместе с механизацией производства шел процесс вытеснения крепостного труда из промышленности. В 1830-е гг. число заводов, использующих крепостной труд сократился на 15 %, а согласно указу Николая I, были закрыты все посессионные фабрики, где работали крепостные крестьяне. В указанный период происходило и развитие новых технологий, которые активно внедрялись в производство, к примеру, на Гороблагодатских уральских заводах. В начале 1860-х гг. промышленность в России переживала кризис, что стало причиной замедление ее развития до 1880-х гг. В это время периоды роста сменялись периодами спада. Хоть и в целом объемы производства в машиностроительной, текстильной и др. видах промышленности выросли (в меньшем размере, чем за предыдущие три десятилетия), однако они не изменились в расчете на душу населения, так как в России произошел быстрый демографический рост. Правительство Александра III вернулось к протекционистскому курсу, что значительно улучшило экономическую ситуацию. За 1887-1897 гг. промышленное производство удвоилось, количество производства чугуна выросло в 5 раз, а сахара в 2 раза; активно шло строительство сети железных дорог – каждый год запускалось около 5 тысяч километров железнодорожного полотна. Характерной чертой развития промышленности в этот период является активная монополизация ведущих отраслей. Синдикат «Продамет» взял под свой контроль больше половины выпуска железа, что сделали в своих областях и монополии «Продвагон», «Продуголь» и др. Английские предприниматели, перекупив все русские табачные компании, создали Табачный трест.
Промышленный переворот в России начался в середине XIX века, вывел крепостное государство с отсталой экономикой на новый этап развития. Россия вступила во всемирно-исторический процесс, приведший к скачку не только в экономике, промышленности, социальной сфере, но и значительно изменил мировоззрение народонаселения государства. Формирование капиталистических отношений в той или иной мере привело к революции, свержению монархии как одного из пережитков старой системы. Тем не менее промышленная «весна» в крепостном государстве имела свою специфику. Особенности промышленного переворота в России заключались в ее «молниеносных» темпах. В монархическом государстве переход к машинному типу производства не сопровождался переходом к индустриальному или агроиндустриальному типу экономики. Несмотря на произошедший скачок в промышленности, он не привел к быстрому развитию машиностроения.
Начало технического перевооружения текстильной промышленности вызывало настоятельную потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталой феодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественного машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности, связанные с требованием высоких капиталовложений в новую организацию производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности — машиностроение до середины XIX в. находилась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и усовершенствованных орудий в этот период производилось на трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках и специализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым явлением. Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские
Промышленная революция в России, начавшись в середине XIX в., являлась составной частью всемирно-исторического процесса, в ходе которого произошли необратимые качественные сдвиги в производственной и социально- экономической -сфере. Началу промышленного переворота предшествовал длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта. Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд рабочих из среды оброчных крестьян. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность этой передовой отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.