Фильм «Курьер» режиссёра Карена Шахназарова люди либо любят, либо ненавидят. Часто можно услышать, что фильм НИ О ЧЁМ. Так ли это?
Можно сказать, что фильм действительно ни о чем. Главный герой Ваня попрощался с нами фактически на том же самом моменте, на котором мы с ним познакомились. То есть, как выглядит ”хороший сценарий”: герой из точки А переходит в точку В, а на его пути встречается минное поле, колючая проволока, любовный интерес (нужное подчеркнуть), в результате чего, в точку В герой доходит в изменённом состоянии.
Примером служат практически все мультфильмы; например, папа из «В поисках Немо» сначала боялся абсолютно всего, а к концу фильма он поборол свои страхи и начал смотреть на мир другими глазами.
Или главная героиня из «Москва слезам не верит»: в точке А она была юной девушкой из общежития “без гроша”, а во второй половине фильма мы видим ее уже директором предприятия.
Или Леон из одноимённого фильма, который не был готов любить и был абсолютным волком-одиночкой, а к финалу фильма он кардинально меняется.
По такому принципу выстроены практически все фильмы. Попробуйте проверить.
А теперь посмотрим на «Курьера»: мы начинаем с того, что Ване нужно уйти в армию, он одинок, не учится и подрабатывает курьером. Чем заканчивается фильм? Собственно, тем же самым. Получается, что все события между точкой А и точкой В не имели смысла? Получается, что сам фильм не имеет смысла?
Ответ нет. «Курьер» - это так называемый “Slice of life”. То есть, нам с вами, как зрителям, удалось подсмотреть за жизнью Вани. Посмотреть на определенный отрезок его бытия.
Очень любят жанр “Slice of life” японцы в аниме. Когда ты два часа наблюдаешь за течением жизни. В этом есть смысл восточных учений.
Но если вы не смотрели аниме, то, возможно, вы видели такие фильмы как «Капитан Фантастик» или «Терминал». На мой взгляд, «Рома» Куарона - это образец того самого "Slice of life".
И...как ни странно... «Вишневый сад» А.П. Чехова. Мы подсмотрели за жизнью персонажей. Мы ждали какого-то грандиозного разрешения ситуации, но «Вишневый сад» все равно продали, о чем и было заявлено на первых страницах произведения. То есть можно сказать, что весь путь был бессмысленным. Но нет. Это наша с вами жизнь. И она не всегда ведёт к эпическому завершению и грандиозному финалу. Дело в том, что мы с вами живем не по схеме, а по наитию. И именно этот жанр учит нас любить и ценить сам опыт жизни, само путешествие, а не стремиться к его завершению.
Об этом говорит и «Курьер». Ваня - это представитель потерянного поколения. Он пытается лавировать между разводом родителей, тем что все кричат о необходимости найти своё место в жизни и поиском себя. Неважно, что в точке В и когда ты не достигнешь, главное-это наслаждение жизнью. Это путешествие самое важное, потому что оно про каждого из нас. Таким образом, Карен Шахназаров, опуская главного героя до нас, поднимает нас до уровня главного героя
Расскажите, как вы видите смысл этого фильма. Согласны вы с нами или нет? И предлагайте в комментариях идеи для будущих статей.
Всем хорошего дня✨