Найти тему
Спинто С Пинтой

Играть "головой" или "в медитации"?

Привет, дорогие! Увы, редко пишу на Дзен. Но пишу не от желания хайпануть и получить монетизацию, а от потребности писать. Потому так и получается. Есть мысли? Делюсь. Нет? Не делюсь. И сегодня мне есть, чем с вами поделиться :)

В современной музыкальной педагогике часто бытует такое правило: более опытные музыканты играют исходя из накопленного опыта, менее опытные могут выехать на том, что четко знают, что делают.

Часто звучит в разных музыкальных блогах такая тема: "Играть надо головой, сознанием, концентрацией внимания и т.д.".

Но это не всегда работает.

Почему? Что ж, попробую сформулировать на собственных наблюдениях.

Об этом — дальше в статье.

Обложечка статьи. Картинка найдена в интернетах, в открытом доступе.
Обложечка статьи. Картинка найдена в интернетах, в открытом доступе.

Как педагог иностранного языка со стажем, я знаю, что степень шустрости соображалки у людей в принципе разная. Также, кто бы что ни говорил, но мозг в 15 лет и мозг в 35 лет — две большие разницы. Все "спичи" про неважность возраста тоже правильные, но они относительные. И, зачастую, некоторые моменты не обмануть.

Расскажу немного наблюдений из опыта, как человек, имеющий и стаж в неакадемической музыке (как клавишник тяжёлых групп) и как любитель-академист по фортепиано в том числе.

Да, я пробовала "играть головой" и "вниманием".

И четко понимаю, что:

- это сугубо индивидуально (я даже в начальной школе по устному счету "шустриком" особо не была),

- может, если бы меня так научили в подростковом и раннем подростковом возрасте, это бы прокатило,

- но сейчас, пытаясь действовать так в своих ежедневных занятиях по фортепиано, я терплю в этом фиаско. Особенно, когда дело касается задачи: "А теперь включаем исполнительство и пробуем сыграть". Тем более, если речь идёт про произведение в быстром темпе.

Что я заметила.

1) При попытке "головой" контролировать каждую мелочь, темп игры существенно замедляется. Даже если ты четко понимаешь, что дело реально не в механике рук. Видимо, как-то нагружается дополнительно наша оперативная память и мы, как и компьютеры при этом, неизбежно подтупливаем. Здесь не буду утверждать 100%, ибо это лишь предположение.

2) Возрастает коэффициент ошибок от бесконечного контроля. Видимо, если человек хоть немного склонен к перфекционизму, такой подход надо 100% отбрасывать.

3) Если при этом возникает ещё и попытка снять себя на видео, уровень тревоги возрастает. Я уже говорила в одной из статей, что страх записи имеет нечто схожее со страхом сцены. Потому, если вы испытываете такие проблемы на сцене, бороться с ними предельной концентрацией внимания я бы не советовала: реально есть шанс все испортить.

Вот приблизительно так себя чувствуешь, имея различные психологические сценические проблемы, если пытаешься ещё и "вытащить" быстрое произведение на предельной концентрации сознания методом: "Контролируй всё и четко знай, что ты делаешь". Я поняла, что на это у меня уже нервов нет. А у вас как? Картинка найдена в интернетах, открытый доступ.
Вот приблизительно так себя чувствуешь, имея различные психологические сценические проблемы, если пытаешься ещё и "вытащить" быстрое произведение на предельной концентрации сознания методом: "Контролируй всё и четко знай, что ты делаешь". Я поняла, что на это у меня уже нервов нет. А у вас как? Картинка найдена в интернетах, открытый доступ.

Что помогает мне играть лучше.

А теперь пачка лайфхаков, пожалуй, для тех, кто так же, как и я потерпел фиаско, пытаясь выехать на "игре головой".

1) Вытеснить максимум задач в "фоновый режим". То есть, идеально механически заученный текст и отработанные до состояния "сыграть с закрытыми глазами" технические моменты. Задача работы над технической стороной должна быть такой, что ты в итоге о ней по максимуму не думаешь.

2) Также, как ни странно, не думаешь о произведении. Особенно на записи/сцене/зачёте/экзамене/конкурсе и т.д. И да: учитесь немного медитировать и слегка расфокусироваться: вот как в таких 3D-картинках. Иногда "отсутствие-присутствие" может вас существенно спасти и дать лучший результат.

Помню, был у меня целый альбом в детстве с такими картинками: расфокусироваться и увидеть 3D. Полезная штука.
Помню, был у меня целый альбом в детстве с такими картинками: расфокусироваться и увидеть 3D. Полезная штука.

То есть, иногда наоборот, "думалку" лучше подвырубить, впадая в слегка блаженно-медитативное состояние. Это, кстати, и единственное, что меня за всю жизнь реально выручало в вопросах сценического страха. Все остальное — фигня и не работало вообще никак.

Издержки такого подхода тоже могут быть. Например, в музыкальной карьере со "спортсменским режимом" может быть реально тяжело, так как можно получить некую нестабильность исполнения и зависимость от условий (хотя, признаться, я не настолько большой опыт подобных "медитаций" имею). Но тогда, мей би, задуматься, нужна ли реально "спортсменская" музыкальная карьера? Кстати, нестабильность исполнения — такая штука, которой страдали и великие профи, например, Нейгауз. Но, думаю, от этого хуже не становился :)

Небольшое резюме:

- подход "играй на предельной концентрации внимания" реально подходит не всем,

- да, он тоже может быть вреден для кого-то, как и "полное раздолбайство",

- такой подход может испортить вам исполнение, если вы страдаете от психологических проблем на сцене,

- и да: может являться причиной мнимого "технического потолка", так как (особенно в возрасте 30+) способен нарочито занижать вам темп игры.

Длинно, сумбурно, но... Как-то так.

Спасибо, что дочитали. Лайк, если интересно. И комментарии адекватные здесь всегда приветствуются.

Но адекватные.

Люблю вас!

Ваша Спинто С Пинтой.