Быть специалистом (то есть иметь частичное образование, а часть и собственность, особость для него — одно) по Аристотелю — удел рабов. Рабов, собственно говоря, воспитывают как специалистов, как приученных к только одному виду деятельности, к обращению с той или иной техникой, к выполнению той или иной работы. Такой человек не способен быть полноценным гражданином, ибо в государстве требуется не только и не столько производственная деятельность, а умение рассуждать, поступать справедливо, умеренно, мудро, мужественно, рассуждать глобально думая об общей пользе, тогда как специалист не способен и не научен видеть целого. Всему этому рабов не учат, т.к. трата времени на это отнимает время и от работы. Таким образом, раб становится плохим рабом, еще не успев стать хорошим гражданином. Чтобы не было людей «ни рыба, ни мясо», так как времени стать и специалистом и знатоком общего никогда не хватит, Аристотель предлагает два вида воспитания, говоря современным языком, гуманитарное (для свободных) и специально-техническое (для рабов). Рабы при этом не обладают гражданскими правами, т.к. не обладают добродетелями, а большей частью грубы, эгоистичны, подвержены страстям и т.д. Такие люди могли бы привести государство только к развалу. Был бы Аристотель жив, он указал бы на пример СССР, в котором преобладала и который развалила именно «техническая интеллигенция», которую без меры плодила советская система образования, и которая легко стала добычей гуманитариев-манипуляторов западного мира. Эта техническая космополитическая непатриотическая интеллигенция также потом легко эмигрировала из страны и поступала в услужение западному капиталу. Воспитание граждан не только цель государства, но и способ его существования, т.к. ни одно государство не продержится долго, если в нем не живут деятельные, рассудительные и добродетельные люди, а живут только люди занятые производством и накоплением, то есть люди грубые и невоспитанные. Следует отметить, что все прорывные достижения государств в XX в. (СССР, Япония, Южная Корея, Китай и проч.) были возможны только благодаря усиленным тратам государства на образование, иногда до 20 % бюджета. Однако все эти государства имели в период своего возникновения и расцвета сильную идеологию и гуманитарную составляющую, когда в руководство таких государств поднимались технократы, начиналась стагнация, которая в свою очередь приводила к экономии на образовании. Когда государство финансирует образование по остаточному принципу в районе 3% оно не выполняет свою главную обязанность и подвергает себя риску распада — необразованный гражданин или гражданин не воспитанный в духе патриотизма и с видением общественного целого, не имеющий духовных потребностей, а только материальные, такой гражданин становится источником опасности для государства, а не его опорой.
Согласны? Пишите в комментарии.