Это продолжение рассказов о колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Полный список заметок внизу статьи.
Борис Годунов пожертвовал монастырю два колокола, причем при доставке из Москвы в Троицкую обитель он сам с царицею шел «за образом» (имеется в виду золотой оклад на икону «Троица») и за колоколом, который в народе так и звали - "Годунов" или "Цареборисов".
Уильям Парри из персидского посольства в 1599–1600 гг. описывал, что вся пышная процессия с царской фамилией во главе сопровождалась при выезде из Москвы царской гвардией в 500 человек, множеством монахов, самим Патриархом с архиепископами и епископами и тремя огромными каретами, запряженными белыми лошадьми. А сам же колокол везли 3500 человек по дымящимся от трения деревянным мостовым Москвы.
Колокол лил выдающийся мастер-литейщик Андрей Чехов (Мохов), создатель московского колокола «Реута» 1622 г. и знаменитой царь-пушки Московского Кремля. Но "Цареборисову" не повезло. Сначала при отливке часть надписи с именем вкладчика и датой отливки оказалась сбитой. Потом колокол обвинили в грехах самого Бориса Годунова при осаде монастыря польско-литовскими интервентами. Так, в Описи монастыря 1701 г. он значился как «колокол воскресной вкладной царя Борисовской без подписи». Императрица Елизавета колокол терпеть не могла, и даже планировала перелить в новый Царь-колокол. А в советские годы "Цареборисов" был уничтожен.
Другой годуновский колокол, вложенный царем чуть раньше, в 1594 г., и получивший прозвище «Лебедь» (вероятно, за его благозвучие), как и «Никоновский», чудесным образом сохранился до нашего времени. В течение многих лет он выполнял ведущую роль в звонах благовестников в Троице-Сергиевой лавре (находится, как и раньше, на колокольне в середине третьего яруса).
Огромные размеры колокола не противоречат стройности его пропорций, плавной линии профиля и изяществу отделки. Орнамент в виде вьющихся и переплетенных стеблей с завитками и цветами и надпись, выполненная вязью красивым начертанием рельефных букв и являющаяся неотъемлемой частью его декора, позволяют поставить колокол в ряд лучших памятников прикладного искусства годуновского времени.
При подготовке статьи использованы материалы Л.Спириной
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .