Абсолютно все ТРИЗ-преподаватели делают ЭТО!
Расскажу историю из практики.
Приходят ко мне дети на пробное занятие (школьники), даю довольно простую проблему для обсуждения... Думают. Дают ответ. Хвалю:"Да, здорово бы так сделать! А ещё?" Появляется в глазах удивление. Ещё??
И это главная проблема многих детей. Так уж сложилось, что социальные институты учат ребят поиску одного, единственного, долгожданного, правильного ответа. А так ли это в жизни?
Чтобы развеять этот миф, там же на встрече, на пробном занятии, прошу вспомнить обычные жизненные проблемные ситуации. Вспоминают... Спрашиваю, как их решили. Затем спрашиваю, а ты, К. как решил бы? А ты, С.? И так всех по-очереди. А как бы поступил ваш дед/дядя/брат/крёстный и пр.? Какой вывод напрашивается? Всегда есть несколько вариантов решения наших жизненных проблем, но дети привыкают к другому мышлению, к сожалению.
Давайте проверим прямо сейчас.
Попросите детей (да и сами примите участие) построить вертикальную башню из трёх шаров без каких-либо скрепляющих веществ.
Задача не очень ясна? Не совсем понятно, что имеется? Как и что применять? А можно ли то или другое?...
Прочитайте ещё раз, пожалуйста условие.
Размытое?
Конечно. Всё как в жизни. Тем не менее, у этой задачи есть более 10 ответов.
Самое интересное, что сначала вам совсем не захочется думать. Потом, если вы решитесь, на ум будут приходить решения из опыта, затем вы будете проводить аналогии, ассоциации, а после откажетесь от поиска решений. Так работает мозг, когда ленится, ведь ему нужно экономить энергию для более серьёзных задач (как ему кажется). Об этом факте, об инерции мышлении, я писала в первой части "Зачем ТРИЗ детям".
Но я хочу вас обратить внимание на то, как ваш ребёнок будет думать, что о будет спрашивать и будет ли вообще, будет ли уточнять задачу и предлагать решение/решения.
А вот ещё пример.
На занятиях люблю детей озадачивать вопросом:"Что спрошу, как думаете?"
Дети в ответ предлагают вопросы по картинке, при этом сначала они должны определить проблему. После этого - дают различные идеи исходя из имеющихся данных.
Обратите внимание, ответов к картинке желательно найти не 2 и не 5.
Так что же делают ТРИЗ-педагоги?
-> развивают дивергентное мышление ребёнка!
Диверге́нтное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы (яндекс).
Это очень важный навык для жизни любого человека, будь он 5-летним карапузом, пытливым студентом или 45-летним специалистом.
Однако, здесь есть один скользкий момент (внимание!).
Бывает так, что задача решается поиском решений методом эээ... тыка (простите). Этот метод называется методом проб и ошибок (МПиО) - "А вдруг получится! Эх!" - никакого отношения к #триз данный способ не имеет. И фразы педагогов типа: "А ну, дети/родители, кто из вас придумает как можно больше и оригинальнее ответов, а?" - из разряда развития мышления, но не из ТРИЗ. Но это уже другая история ))
С вами и для вас Екатерина Нехаева,
влюблённая в ТРИЗ!