В течение 30 лет мы слышали об огромном потенциале украинской экономики. В конце концов, Украина находится в центре Европы, имеет наиболее производительную землю на континенте, минеральные ресурсы страны содержат полную таблицу Менделеева, а ее население квалифицированное и высокообразованное.
Только посмотрите на таблицу ниже: ВВП Украины в 5 раз ниже, чем в Польше!
Что может зажечь неиспользуемый экономический рост Украины? Что станет настоящим изменением игры для 40 млн украинцев? Ответ — децентрализация.
Украина уже на пути реформ в своей современной демократической идентичности. Но наиболее упущенной важнейшей реформой, на мой взгляд, является децентрализация.
С 2014 года Украина внедряет конституционные и законодательные изменения для уменьшения национальных полномочий и предоставления муниципальным и региональным правительствам политических и экономических полномочий. В результате местные бюджеты выросли в четыре раза, достигнув почти 10 млрд долларов в 2019 году.
Почему это важно? Давайте разберем это.
Децентрализация означает конкуренцию между муниципалитетами. Новоизбранные мэры и муниципальные советы будут активно конкурировать за проекты, стратегических партнеров, человеческие и финансовые ресурсы. Рыночная конкуренция всегда побуждает к росту.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) недостаточно используется в Украине, но при децентрализации украинские муниципалитеты могут инициировать ГЧП. В десятках стран — от США до Китая — ГЧП является политическим, финансовым и экономическим инструментом, способствующим увеличению ВВП. Оно приносит пользу всем заинтересованным сторонам в проекте, а участие государственного партнера обеспечивает прозрачность со всеми преимуществами подотчетности и доверия.
ГЧП требует ликвидности, и вновь децентрализация дает решение: муниципальные облигации. В США рынок муниципальных облигаций является одним из важнейших, его капитализация ориентировочно составляет около 4 трлн долларов. Возьмите одну десятую оценки ликвидности, доступной для украинских муниципалитетов в ближайшие 4-5 лет, — это $400 млрд.
Как это повлияет на ВВП Украины? Я использую средний коэффициент 8 (он меняется в зависимости от метода), чтобы получить ВВП в размере $3,2 трлн. С текущим ВВП Украины в размере $148 млрд мы видим потенциальный экономический рост до $3 трлн!
Итак, это просто теория или все же реальность?
Да, существуют барьеры для роста ВВП Украины: отсутствие зрелого сектора финансирования, запущенная и неудачная инфраструктура, слабая правовая защита инвестиций или ее отсутствие, также существуют проблема коррупции и недоверие.
Но эти барьеры можно преодолеть. На самом деле сильным рычагом для их устранения является сам экономический потенциал. Коалиция предприятий и агентств, работающих с муниципальными партнерами, которая благосклонна к прозрачности, лучшим практикам и проведению транзакций на современной цифровой платформе, может создать то, что я называю экономикой доверия.
Такой экономический механизм может использовать децентрализацию для стимулирования процветания, привлекая в дальнейшем не только инвестиции, но и бизнес, предпринимателей, государственных партнеров и других участников. Набирая обороты, это может превратить Украину из одной из беднейших стран Европы в одну из самых богатых.
Я говорю, что мы сделаем это в течение 10 лет!