С 1 февраля в виртуальном пространстве вводится мораторий на нехорошие слова
На одной из дверей в большой петербургской газете, где я много лет проработала, висел приметный плакат: «В отделе культуры не выражаться!» Над этим горячим призывом – кружок с непечатным словом, перечёркнутым красным революционным цветом. Помню, что как-то приглашённый на интервью автор диссертации о природе русского мата, которому пожаловались на тщетность предупреждения, предложил нарушителей штрафовать – по числу непечатных слов, а вырученными деньгами премировать тех, кто таких слов вроде бы и не знает. Не могу сказать, что подействовало: нарушители то и дело цитировали классиков: Баркова и «ай-да Пушкина», а поощрять было практически некого...
Вспомнилось это в связи с сегодняшним нововведением – запретом на мат в соцсетях. Заинтересовались, как именно будет действовать этот запрет и как накажут виновных.
И не говорите…
В новом законе сказано о «стоп-словах», употреблять которые в соцсетях строго запрещено, иначе… штрафные санкции. К слову, за мат в общественных местах и до этих изменений в законодательство полагался немалый штраф – до 15 МРОТ или до 15 суток ареста. Есть и в Уголовном кодексе статья «Оскорбление» – по ней и вовсе с нарушителя причитается до ста МРОТ или до шести месяцев исправительных работ. Выходит, что матершиннику остаётся отрываться в домашних стенах, где нехорошие слова, как «чёрные коты», по углам или стая птиц в непогоду над Финским заливом…
Но, как выясняется, и дома – не ори: Госдума не раз предлагала штрафовать за мат в квартире. Но, понятно, если найдутся заявители.
Кто и как будет наказан
В конце прошлого года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены поправки, предписывающие немалые штрафы за отказ следовать «букве закона». В частности, говорится о том, что руководство соцсети, сайта или сообщества, своевременно не огранившее доступ или не удаливший запрещенную информацию, может нарваться на штраф – по предварительным данным, до 8 млн рублей для юрлиц (!) рублей. Но кто и как этот штраф будет взыскивать, пока уточняется.
Нарушитель же вправе в трёхдневный срок после блокировки получить у администратора ответ, за что «Герасим утопил Муму», а в случае основательной блокировки аккаунта или сайта обжаловать это решение как в Роскомнадзоре, так и в суде.
Запрещается – от слова «совсем»!
В современном онлайн-цитатнике нынче можно найти такое толерантное относительно темы высказывание: «Если бы мат в русском языке заменили смайликами, русский стал бы не только «великим и могучим», но и самым весёлым».
Тем не менее, как Online47 сообщал ранее, и со смайликами «разгуляться» нам не удастся, хотя намерение усилить контроль страничек в соцсетях (а именно, вступившие с сегодняшнего дня изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и вызвало большой общественный резонанс.
Причём эмоциональному обсуждению подверглись не только корректировки, касающиеся блокировки противозаконного контента, ужесточения модерации публикаций и увеличения списка стоп-слов (в противном случае, владельцам сайтов и сообществ грозят многомиллионные штрафы).
Речь в комментариях шла и о намерении сосчитать (создать реестр) соцсетей, и перечне информации, которая, согласно закону, будет считаться противоправной. В частности, это:
– сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
– материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, а также экстремистские материалы;
– материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости;
– информация, распространяемая с целью опорочить гражданина или отдельные категории лиц по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
И вот, собственно, «то самое»:
– материалы, содержащие нецензурную брань.
Основным (читай, «крайним») в системе проверки объявлен владелец соцсети, который обязан ограничить доступ к данной информации. А в том случае, если возникают сомнения в квалификации контента, в течение суток обратиться в Роскомнадзор, который блокирует контент «до окончательного решения со стороны контролирующего органа.
В общем, дан приказ «в отделе культуры» не выражаться, даже если дядя Вася монтировку на ногу уронит… Но при этом ещё впереди уточнение размеров и порядка наказания.