Найти тему
Олеся  Орленко

AstraZeneca и война вакцин

Вакцина от AstraZeneca на днях получила регистрацию в Евросоюзе, однако поставки, необходимые для начала массовой вакцинации задерживаются. При этом в Великобритании она уже вовсю используется.

Власти Евросоюза и Бельгии, где находится один из заводов AstraZeneca, начали расследование. Компания подозревается в том, что предпочтение будет отдаваться Лондону, тогда как поставки в ЕС будут производиться по остаточному принципу. Представители компании отвергают обвинения, ссылаясь на нехватку мощностей.

Власти Бельгии и Евросоюза обратились в Агентство по снабжению медикаментами с просьбой провести проверку на заводе Seneffe в Бельгии, чтобы удостовериться в порядочности руководителей AstraZeneca. Фармацевтический гигант, созданный в 1999 году путём слияния шведской компании Astra и британской Zeneca, оказался в центре подспудной войны между Великобританией и Европейским Союзом: ЕС подозревает компанию в том, что она рассматривает Лондон как приоритетного клиента и нарушает взятые на себя обязательства под предлогом «проблем на производстве».

Результаты расследования, начатого в Бельгии, будут известны ещё не скоро, но эта история служит иллюстрацией нарастающей напряжённости в тот момент, когда Европа охвачена эпидемией, а правительства стран Евросоюза испытывают на себе давление общественности. Жителей Великобритании прививают вакциной AstraZeneca вот уже несколько недель. Ожидается, что в первом квартале текущего года в третьи страны будет направлено 40 % (по данным транснациональной корпорации) или всего четверть (по информации Брюсселя) от ста миллионов доз, которые планируется произвести.

Но британским властям пока ничего не известно о предполагаемой задержке с поставками. «Позвольте мне пояснить: договором не установлена иерархия этих двух заводов (два из них расположены в Великобритании ­– прим. ред.), между этими производствами нет никаких различий (…). Британские предприятия упоминаются в договоре о предварительном заказе, а значит, они должны предоставить» ожидаемое количество доз, заявила еврокомиссар по здравоохранению Стелла Кириакидес. Похоже, напряжение будет только нарастать; эта вакцина считается менее эффективной (70 %), чем её конкурент от компании Pfizer-BioNTech (95 %), но к числу её преимуществ относятся намного менее высокая цена, а главное, более удобные условия хранения. Одна только Великобритания заказала компании AstraZeneca 100 миллионов доз этого препарата, разработанного совместно с Оксфордским университетом.

Тем временем руководство холдинга уверяет, что задержка с поставками не имеет никакого отношения к политике, а объясняется лишь тем, что партнёры компании ещё не вполне «освоили» процесс производства. «Мы ничего не должны Евросоюзу», – заявил глава французского отделения холдинга Паскаль Сорио, подчеркнув, что «никаких договорных обязательств» не существует. «Со своей стороны, мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы произвести нужное ЕС количество доз. Но получится у нас или нет - не знаем», – добавил он, имея в виду противостояние, которое только начинается.