Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Охота. Монголия.

Оглавление

Владимир Силенков

Космонавта из меня не вышло бы точно. Кунсткамеру бы не выдержал! До сих пор долго не переношу всякое замкнутое пространство. А тут Монголия, заборов нет никаких. Ни одного!

Кто сказал, что Земля круглая? Зона прямой видимости четыре километра? В Монголии Земля плоская! Там зона неограниченной видимости… Можно полдня бежать из гарнизона, а пятиэтажка всё не будет уменьшаться в размерах. Сколько впечатлений от смены видовых пейзажей получал на Украине, а тут – какой- то, бег на месте получался. То мне не хватало пространства, то его слишком много оказалось. Почувствовал себя не человеком, а маленькой песчинкой в окружающем бескрайнем мире.

Решение пришло само по себе. С нами в общей холостяцкой квартире жил зам.по тех автобата Першин Володя. Старший лейтенант со стажем, мы с ним на всю жизнь сдружились. Машин у него было… стояли рядами. А солдат мало. Дал он мне «вывозную» на МАЗ-500 и стал я покорять пространство на автомобиле.

Как-то, перед 2-й сменой, решил проверить, не начался ли перелёт гобийских куропаток? Птичка эта интересная, у неё нет пальцев на ножках. Только какие- то култышки-подушечки. Собирались они в огромные стаи, летели на высоте двух-трёх метров – небо становилось чёрным. Голова невольно втягивалась в шею, и самому хотелось зарыться в песок, как ящерица. Только выстрелы из ружья делали дырки в стае, которые тут же затягивались. После выстрелов нужно было успеть закрыть глаза и рот - стая отвечала дождём испражнений… В общем, охота была увлекательной и интересной.

В тот день куропаток я не нашёл. Но увлёкся вождением и при развороте содрал верхний сухой слой замаскированного солончака и… «сел»! Лопаты нет. Мне захотелось выть… Вот она, моя пятиэтажка, но до неё больше двух часов ходу и на полёты я опоздаю! Кинулся под машину, руками вгрызаясь в глину, хоть как-то освобождая тяжеленую машину, которую по весу можно прировнять к лёгкому танку. Содрал чехол с двигателя, разделся сам, всё это под колёса. И мой МАЗ наградил меня! Неожиданно для самого себя, он выехал из солончака! Сейчас я уже думаю иначе – на то была Божья воля.

В автобат приехал в трусах, но всё обошлось…

Как-то раз, командир эскадрильи майор Лебедев назначает на воскресенье стрельбы из пистолетов. При этом строго предупреждает: «И чтобы все были!». В тот момент никуда не собирался, но мне резанула ухо эта фраза, значит, кто-то может не быть… Выглянув с пятого этажа в окошко, вижу – ЗИЛ-157 под домом, мужики из ОБС РТО собираются на рыбалку. Вышел, просто так, поговорить… Мне дали пять минут на сборы. Утром собирались вернуться. Но что-то меня тревожило, и я строго ребят предупредил: «Если не успею, не говорите, что я на охоте. Просто – проспал»! В переводе это означало, дело молодое, человек не выдержал нагрузки спиртного или всенощного гулянья. Отчасти это было нормой поведения, а неотвратимость наказания при этом выражалась в угрозе пальцем: «Смотри у меня»!

На стрельбы я таки не попал! Но, кто то, решил не ронять мой авторитет перед комэской и пояснил ему, что стрелять я умею, и как раз в сей момент практикуюсь этим делом… на охоте.

В понедельник я получил «строгий выговор за самовольный выезд на охоту», (дословно) с занесением в учётную карточку, и на неделю был отстранён от полётов! Ну, выговор правильный, а полёты тут причём? Отношения с комэской вроде были нормальные. Ранее ни в чём не «провисал». Он меня к полётам с руководящим составом постоянно подкидывал, с тем же комдивом. Значит, уверен был во мне.

Неделя… которая растянулась на два года! Как раз планировались полёты на атаки малоскоростной низколетящей воздушной цели (Ан-2) для сдачи на 2-й класс. Их я наблюдал с СКП (стартовый командно-диспетчерский пункт), в роли помощника руководителя полётов. К сдаче на 2-й класс представлен не был, и ещё два года ходил с 3-м классом.

А охота была интересной…

Река Керулен, (недалеко, 70 км от гарнизона), а перед ней в 3-5 километрах рядом с дорогой были хорошие болота. Там меня и высадили, а сами поехали таскать бредень по Керулену. Рыбу бреднем, в мелких заводях Керулена, можно было поймать только ночью. (А рыба там была шикарная, гольцы, сазаны, таймени). В шесть утра договорились встретиться в том же месте.

Благодать пространства, тишины, покоя… нет, люди не раздражают меня, но побыть одному я люблю до сих пор… В моём распоряжении была лёгкая одежда (комбез), плащ-накидка (для маскировки), банка консервов и огурец (спонсерская помощь рыбаков).

Вечерняя зорька была прелестной! Пять уток: «королевская», «турпаны», «кряковые» оттягивали пояс. Ночевать устроился на островке. Там было много сухой травы и камыша. Запёк утку в глине (в перьях), и, растянувшись на подстилке, предался философствовать о бескрайнем многообразии и красоте жизни… пока не уснул.

Спать долго не пришлось, пошел дождь!.. Это было что-то невероятное. В Монголии август не сезон дождей… Костёр потух быстро. Похолодало. Чтобы хоть как-то согреться, залез обратно в болото. Вода хранила дневное тепло. Так и лежал в воде на мелководье. С рассветом начал двигаться, чтобы хоть как-то согреться. Но уток… ни одной… Словно их никогда здесь и не было! Дождавшись положенного времени, вышел на дорогу…

Дождь кончился к обеду. Идти искать машину (куда? 5 – 10 – 15 км) бесполезно. «Сидят» где-то в солончаке. Комбинезон стал подсыхать и хрустеть, болото было солёным. 70 км домой? Воды во фляжке не хватит…

Спасибо Счастье и Везение ходили рядом со мной. Со стороны Керулена появляется ГАЗ-66. Это наши вояки-танкисты едут в свой Чойр. В Монголии 40 вёрст не круг, и они любезно завозят меня в гарнизон. Берём с Володей Першиным «УРАЛ» с лебёдкой, и снова на Керулен. Отыскали рыбаков быстро, они вышли на дорогу у моста через Керулен и ждали, вдруг, кто то проедет! Но кроме «моего» Газ-66 так никто и не проехал. А вид у мужиков был угрюмый – вино кончилось…

И пока мне служебную карточку (майором) не поменяли, в каждой новой части спрашивали: «Так ты охотник?»

Монголия. Ночь. 16 января 1974 года 20 минут полёта.

«Звёздный мешок»… Это когда летишь себе по прямой, упёршись взглядом в приборы, ровно гудит двигатель, АВИАГОРИЗОНТ по «нолям» и ты решаешь посмотреть по сторонам. А там звёзды!!! Везде: вверху, внизу, слева, справа… Снова упираешься взглядом в приборы. Всё нормально… Такое явление потом только в Арктике наблюдал. И ни единого огонька на земле…

В ту ночь выполнял свой первый самостоятельный полёт по кругу на МиГ-21пфм. Плановая таблица пошла с задержкой, и второй запланированный полёт мог не успеть выполнить. Поэтому, уже после первого разворота включил форсаж, выпустил тормозные щитки и энергичными отворотами влево - вправо вырабатывал топливо, чтобы за один проход сесть, поглядывая, при этом, на огни аэродрома, красиво мигающий КНС (кодовый неоновый светомаяк) у ближнего привода. В контрольных полётах некогда этим заниматься, там пилотировать нужно по приборам, как на тренажёре. При подходе к третьему развороту скорость всё- таки выросла до 900 км/час. Выключил форсаж и решил подобрать высоты с 800 до заданной 1000 метров. И тут увидел… это не 800, а минус 200!!!

Долго я потом поправки к ПВД-7 изучал. Получалось, что совсем под землёй летел… Выводы из этого сделал правильные. Ночью ещё учиться летать надо, и по сторонам поменьше смотреть.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен