По некоторым источникам, еще в III в. до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара.
Основоположником моды на транспортные средства с паровым мотором был военный инженер Никола Жозеф Кюньо. А в декабре 1801-го своё детище представил механик-конструктор Ричард Тревитик. Сегодня рассмотрим наиболее интересные экземпляры пароавтомобилей.
Телеги Кюньо
В 1769 году конструктор Никола Кюньо протестировал первый образец паромашины «Малая телега Кюньо», а в 1770-м свет увидел «Большую телегу», которую автор называл «Огненной». Её назначение – буксирование артиллерийских орудий. Считается, что «тележки» стали прототипами автомобилей и паровозов, т.к. они работали благодаря силе пара.
Авто Тревитика
Это первая машина с паровым двигателем на Британских островах. Она представляла собой 4-местный экипаж, способный перевозить 8 пассажиров. Агрегат, названный Dog Carts , приводился в движение при помощи парового движка с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления, расположенного на раме между задних колёс. Топливом служил уголь, который подбрасывал в котёл стоящий на запятках кочегар.
Омнибус Enterprise
В 1833 году Уолтер Хэнкок показал большую конструкцию. Она ездила со скоростью до 32 км/час. В бак вмещалась тонна воды. Этого количества хватало, чтобы проехать 32 километра. До начала 40-х годов автомобиль Хэнкока вытеснял гужевой транспорт.
La Marquise
Средство передвижения построено на деньги и под руководством французского графа де Диона в 1884-м. Оно выглядело как 4-местный заднеприводный квадроцикл и передними управляемыми колёсами. Контейнер для угля находился сбоку от котла. Сама ёмкость разогревалась до парообразования за 45 минут, и требовала долива воды через каждые 30 км. «Маркиза» передвигалась уже быстрее – 60 км/час.
Паромобиль «Дукс»
В начале прошлого века экземпляры завода «Дукс» были известны в Царской России. Они работали абсолютно бесшумно, т.к. механизм был прост, понятен и помещался под сиденьем. Авто, мощностью около 3 «лошадок» мог управлять любой человек, даже не имеющий специальной подготовки.
Stanley Rocket
Это паровой болид, выпущенный в 1906 году. Его внешность напоминала каноэ, будто накрытое крышкой с заострённым носом и обтекаемыми боками, на колёсах со спицами. Сзади стоял котёл. В качестве паровой установки использовался горизонтальный паровой агрегат с двумя цилиндрами, и силой в 150 «лошадей». В 1906-м «рулевым» болида был гонщик Фред Марриот. Он установил рекорд на флорентийском пляже, близ городка Дайтона – 205 км/ч при первом заезде, а во втором круге 195 км/час.
Doble Detroit
В 1917 году братья Добл показали пароавтомобиль в практичном и элегантном кузове. Они установили более мощный мотор, и добавили ключ зажигания. Время разогрева ровнялось 1,5 минутам. Новинка удивила современников, и посыпались заказы (всего их набралось несколько тысяч), но построили не больше 80-ти.
Doble Model E
В машине собрали всё лучшее из возможного: рама из хромоникелевой, а рессоры – из полированной хром-ванадиевой стали. Руль изготавливали из камерунского чёрного дерева, и инкрустировали слоновой костью. На этой модели использовался керосиновый парогенератор и 4-цилиндровый двигатель. Пределом ускорения авто была отметка 150 км/час, а 100 оно набирало за 8 секунд.
НАМИ-012
Советский грузовой автомобиль с паровым мотором, созданный в 1949 году. После войны конструкторам Научного автомоторного института поставили задачу: разработать для леспромхозов машину, работающую на дровах. Кочегар уже не требовался – дрова длиной до 50 см и диаметром в 20 см, опускались в топку автоматически, под собственным весом. До конца 1948-го опытный образец был готов. На 100 км пути расходовали 350-450 кг дров.
Inspiration
Современные инженеры решили окунуться в прошлое, и в 2009 году построили болид, побивший рекорд Stanley . Аппарат, оборудованный 20 бойлерами, показал среднюю скорость 225, 06 км/час по итогам двух заездов.
Мир автоиндустрии никогда не стоял на месте, люди всегда стремились быть впереди своего времени и возможностей.