Это продолжение рассказов о колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Полный список заметок внизу статьи.
Самый древний из колоколов Троице-Сергиевой обители - «Колокол чюдотворцов, благовестят в него в понедельник, в среду и в пяток» - был отлит при великом князе Василии Дмитриевиче, то есть всего через 80 лет после того, как колокола вообще стали самостоятельно лить на Руси. Этот колокол стали звать еще Никоновским в честь настоятеля монастыря, при котором это произошло (не путать с патриархом Никоном!) Возможно, создание этого колокола было приурочено к строительству Троицкого собора (1422) над гробом преподобного Сергия Радонежского.
В настоящее время Чюдотворцев находится на колокольне и хорошо виден в западном пролете третьего яруса. У него необычная для русских колоколов шлемовидная форма и изящная уставная надпись в две строки, опоясывающая верхнюю часть его тулова. По сути, она является единственным его украшением, а по содержанию равна ценнейшим летописным свидетельствам. Надпись гласит: «Во славу святые и Живоначальныя Троица свершися си колокол в лета благочестиваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевскаго и всея Руси, во обитель, преподобнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона, игумена, в лето 6928 (1420), индикта 13, месяца августа 15, на Успение пречистыя Владычица нашея Богородица Мариа».
В 1476 г. была построена Духовская церковь «иже под колоколы» – с приземистой звонницей над храмом, в арочных проемах которой размещались колокола. А в конце XVI в. между этой церковью и Троицким собором была возведена уже «колокольница» шатровая на пяти столбах. Помимо Духовской церкви и «колокольницы», колокола размещались также на церкви Чудотворца Сергия «на воротах» («два колокола невелики») и Больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких («колокол благовестной да четыре колокола зазвонных, все невелики»).
Один из древних колоколов на Духовской церкви был «очепным». Так именовались в Древней Руси качающиеся колокола, когда звонари раскачивали не языки колокола, а сами колокола. А назывались они так по специальному шесту «очапу» или «очепу», который приделывался к вращающемуся валу с насажанным на него колоколом. Подобные колокола выполняли основной церковный звон – «благовест», были самыми большими и, как говорится в "Описи Троице-Сергиева монастыря" 1641 г, в него благовестили «в государев приход о подъеме с монастыря».
Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .