Найти тему
Миллиард Татар

«Зачем татарам или башкирам делать вид, что мы итальянцы из Вероны?»

Оглавление

Театральный критик, куратор специальных программ театра им. Г. Камала Нияз Игламов рассказал «Миллиард.татар» о главной проблеме татарского и башкирского театров, неконкурентоспособности наших прозаиков и о том, почему «Зулейха» уфимского театра имени Гафури не оскорбляет татар.

«Ркаиль Зайдулла мог бы получить Нобелевскую премию»

- Можно ли сказать, что татарский и башкирский национальные театры – это такие очень похожие миры, у которых есть какая-то одна большая общая проблема?

- У всех национальных театров России есть проблема, связанная с языком, с тем, что национальные языки вымываются из различных сфер жизни и полноценно функционируют только на территории театра. Да, есть еще литература и печать, но печатные издания сейчас мало кто читает, а интернет-публикации более читаемы на русском языке, чем на национальных. Книг тоже почти никто не читает. Татары читают Зифу Кадырову, у башкир, наверное, тоже есть литература подобного рода. Но мы понимаем, что тиражи книг на национальных языках непропорциональны количеству носителей языка.

Конечно, это связано и с развитием интернета, и с тем, что наше сознание сейчас больше заточено на визуальную информацию. Но еще и с тем, что оба народа активно урбанизируются. Вот если мы говорим о феномене Зифы Кадыровой, то тут все понятно: все ее герои живут в мегаполисе, она почти не описывает сельскую жизнь. Большая часть горожан в любом нашем городе - это вчерашние выходцы из села, и им, а тем более их детям, не очень интересно про деревню, им интересно про город. Но все наши писатели пишут, как подорванные, о деревне. Или о каких-то исторических событиях, но очень скучно. Естественно, те, кто знаком с мировыми образцами, читать это уже не могут. Но наши писатели, кроме самих себя, ничего не читают, это видно по уровню их кругозора, по тому, что они пишут.

У всех национальных театров России есть проблема, связанная с языком, с тем, что национальные языки вымываются из различных сфер жизни и полноценно функционируют только на территории театра
-2

Поэтому сегодня мы не можем говорить о татарской или башкирской литературе как о явлении по-настоящему живом, актуальном и способном конкурировать с другими видами искусства. Хотя у татар очень сильная поэзия. Таких поэтов, как Ркаиль Зайдулла, Рузаль Мухаметшин, Газинур Мурат, Луиза Янсуар, Йолдыз Миннуллина, не только у башкир, у русских нет. Если бы в Татарстане кто-то занимался не «Үзгәреш җиле», а подлинным пиаром нашей культуры, то лет через пять-десять Зайдулла получил бы Нобелевскую премию.

Язык вымывается — вот это главная проблема. Есть и другие проблемы, они тоже общие для татар и башкир. У обоих народов есть уникальный этнический компонент, но все-таки мы давно укоренены в общероссийском пространстве, живем в центре России, и наши менталитеты близки. У нас схожая драматургия, берутся схожие темы, пьесы многих татарских авторов идут на сценах башкирских театров, и наоборот. Хотя здесь сильный перевес в пользу татарской драматургии, но у нас и пишущих авторов больше. В Уфе сейчас активно действует Центр драматургии и режиссуры, но там драматурги пишут в основном на русском.

«Количество театров всегда отражает реальную демографическую ситуацию»

- А вы вообще следите за театральным процессом в Башкирии?

- Конечно.

- Через фестиваль «Науруз»?

- Да, поскольку я, в общем, собираю афишу «Науруза». У меня было довольно много поездок в позапрошлом году, а в 2018-м я практически не вылезал из Башкортостана, потому что фестиваль 2019 года мы посвятили башкирской театральной культуре. То есть было показано максимальное количество постановок, мы устраивали творческие встречи, выставки, какие-то мероприятия, связанные с башкирским театральным искусством. Точнее, не башкирским, а Башкортостана, поскольку там участвовал и татарский театр из Уфы. В Башкирии все-таки уникальная ситуация для нашего региона - три национальных театра, башкирский, татарский и русский. Только в Дагестане есть подобная пестрота национальных театров. А количество театров всегда в той или иной степени отражает реальную демографическую ситуацию.

-3
Сегодня мы не можем говорить о татарской или башкирской литературе как о явлении по-настоящему живом, актуальном и способном конкурировать с другими видами искусства. Хотя у татар очень сильная поэзия. Таких поэтов, как Ркаиль Зайдулла, Рузаль Мухаметшин, Газинур Мурат, Луиза Янсуар, Йолдыз Миннуллина, не только у башкир, у русских нет

- Причем татарский театр в Башкирии ведь не один, есть еще в Туймазах?

- Да. Более того, в 2019 году народный театр в Дюртюлях получил муниципальный статус, ему выделили какой-то бюджет, штатное расписание, так что сейчас это, по идее, профессиональный театр. Правда, в 2020 году никаких вестей оттуда по понятным причинам не было, а специально ситуацию я не мониторил. Но понятно, что им нужно какое-то время, чтобы встать на ноги.

Помимо Уфы, я слежу за тем, что происходит в Стерлитамаке и Сибае. Башкирский театр возник достаточно давно, в год образования Башкирской республики, но истоки его еще глубже. До революции ведь, как ни крути, Уфа была в большей степени татарским городом. То есть Казань была русским городом, Уфа - татарским, а Оренбург - смешанным татаро-башкирским. В Уфе в 1912 году возникает труппа «Нур», они играли на татарском языке, пользовались успехом, и только через 7 лет один из основателей профессионального татарского театра Валиулла Муртазин-Иманский создает театр в Башкирии. Сегодня очень часто пытаются исказить историю задним числом, но факт есть факт: до революции башкирского театра не было.

«Будет русский называть себя папуасом, как думаете?»

- Потому что башкиры урбанизировались чуть позже?

- Не только поэтому. Еще и потому, что на территории Российской империи не было национальных образований. А если и были, то такие как Восточный Туркестан, Ереванская или Тифлисская губернии. Но к армянам или грузинам было нормальное мягкое отношение, а мусульман жестко пытались христианизировать и ассимилировать вплоть до конца XIX века.

Да, татары и башкиры жили в основном в деревнях и селах, и их не так уж беспокоило, что происходит в Казани или Уфе. Города не рассматривались как центры татарской жизни. До революции, если верить энциклопедии Южакова, в Казани проживало не более 13% татарского населения. Столицами национальной жизни эти города становятся уже в советский период. Но и тогда народы были достаточно сильно ограничены территориальными рамками автономных республик. Потому что, например, первый общедоступный татарский спектакль состоялся в Оренбурге в 1905 году, но 20-летний юбилей татарского театра отмечался в декабре 1926 года, то есть его образование привязали к 1906 году, когда спектакль состоялся в Казани. Уже важно было локализовать культуру народа рамками автономной республики.

-4
В Башкирии все-таки уникальная ситуация для нашего региона - три национальных театра, башкирский, татарский и русский. Только в Дагестане есть подобная пестрота национальных театров. А количество театров всегда в той или иной степени отражает реальную демографическую ситуацию

А ведь татары жили на огромном пространстве. Почему с башкирской стороны возникают сейчас эти вопросы об этнической принадлежности, о «северо-западном диалекте»? Потому что существовал совершенно очевидный и очень большой этноязыковой континуум казанских татар, который начинался с территории современных Марий Эл и Чувашии и заканчивался где-то в оренбургских степях. И тогда национальная принадлежность никого не волновала. В основе всех этих споров лежат современные конъюнктурные попытки интерпретировать историю Российской империи в свете сегодняшних взглядов и воззрений. А это бессмысленно, в Российской империи важна была не национальная принадлежность, а то, во что ты веришь, это было клерикальное государство. Поэтому уже тогда многие перемешивались. А в советское время возникли гигантские стройки и огромное количество межнациональных браков, отсюда такой достаточно пестрый состав. Ну вот нынешний главный режиссер Башкирского академического театра имени Гафури Айрат Абушахманов: отец у него такой «ысын башкорт» (настоящий башкир, - прим. ред.), а мама мишарка. Естественно, он идентифицирует себя как башкир, а кто-то может идентифицировать себя иначе, вопрос самоидентификации достаточно деликатный. И таких семей достаточно много. Поэтому как в татарский театр «Нур», так и в театр имени Гафури ходят и татары, и башкиры, и даже русские.

Но к 1919 году, когда возник башкирский театр, татары уже проделали огромный путь от примитивных комедий, одноактовых водевилей до «Вишневого сада» и «Мещан». Возникла своя оригинальная драматургия, сложная, многоактная - «Неравные» Амирхана, «Зулейха» Исхаки, «Первые цветы» Тинчурина, «Галиябану» Файзи. То есть запас хода был велик, и поскольку год не равен году, за 10 лет с татарской культурой произошли коренные преобразования. И, конечно, татар задевало, что у народов, внесших, может быть, более скромный вклад в мировую культуру, совершенно иное положение с языком и национальной культурой благодаря статусу союзных республик. Все это факторы, которые нам сегодня аукаются. Потому что никто до наркомнаца Сталина вопросами национальной политики и национального строительства разумно не занимался. А как он ими занимался, мы знаем.

-5
Допустим, сейчас обнаружат у русских серьезный процент гаплогруппы папуасов. Ну все может быть, за последние 10 тысяч лет народы смешивались крайне причудливо. И тогда скажут русскому: ты папуас. Будет он называть себя папуасом, как вы думаете?

Поэтому мы и наблюдаем сегодня достаточно печальную этнокультурную картину и у татар, и у башкир. Но вообще между нашими республиками и в советские времена, и в постсоветские был такой творческий конкурс, и это даже хорошо, это стимулирует оба народа. Но только когда, во-первых, не переходит на личности, во-вторых, не скатывается к абсурдным заявлениям или псевдонаучному фолк-хистори, как с тем же с «северо-западным диалектом».

- Что вы думаете об этом конструкте, кстати?

- Есть же такое понятие, как этническое самосознание. Допустим, сейчас обнаружат у русских серьезный процент гаплогруппы папуасов. Ну все может быть, за последние 10 тысяч лет народы смешивались крайне причудливо. И тогда скажут русскому: ты папуас. Будет он называть себя папуасом, как вы думаете?

Сейчас в наших головах полный кишмиш. Культура и татарского, и башкирского народов формировалась в советское время. Начиная с 1944 года, начали прижимать изучение национальной истории (в Уфе тоже, кстати), из-за этого в нашем сознании очень многое было извращено. А в 1990-е годы, когда стало все можно, было рождено множество других мифов. Писали все что в голову взбредет, прямую линию родства татар или башкир вели чуть ли не от шумеров. Ну вот сейчас мы пожинаем плоды.

«Зулейха в спектакле театра Гафури – башкирка. Там все татарские мотивы устранены»

- Какой театр посещается лучше, Камала или Гафури?

Продолжение ЗДЕСЬ