Найти в Дзене
Спасибо за внимание

Золотая маска в Гоголь-центре

Оглавление

Москва,

Гоголь-центр,

"Петровы в гриппе",

Режиссер Антон Федоров

"Петровы в гриппе" - девять (Девять!!!) номинаций на театральную премию "#золотая маска маска"- 2021

В #гоголь-центр вот-вот начнутся золотомасочные показы, билетов давно нет. О чем они , эти "Петровы" ??? Я вспомнила, что год назад за столиком в кафе Игорь Сидоров делился впечатлениями от просмотра спектакля. Тогда еще не было девяти номинаций , и не было сегодняшнего вируса. Был только красивый вид из окна на "Золотые ворота" ...

Игорь всегда пишет глубокие, подробные, интересные, красивые отзывы.

Мне захотелось поделиться отрывком:

"... #Спектакль интересен и тем, что в определённый момент ты абсолютно перестаёшь понимать, что происходит на сцене, но понимание здесь, наверное, и не нужно, потому что тут гораздо важнее некое ощущение. Ощущение болезненного бреда и горячки.

Пожалуй, в этом спектакле все сюжетные линии романа Сальникова сходятся в неких точках, причём линейность повествования в нём нарушена. Режиссёр Антон Федоров мастерски играет со временем и пространством, хотя основные сюжетные линии вполне себе читаются и проходят через весь спектакль своеобразным пунктиром.

Линия взаимоотношений Петрова и Петровой тоже весьма и весьма интересна.

Два человека, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно обычными и нормальными, на самом деле имеют свои странности. И если автослесарь Петров в тайне ото всех рисует по большому счёту никому не нужные комиксы, то Петрова со странным именем, которое фактически совсем не возможно выговорить, живёт в некой своей цикличности, где всё в общем-то идёт по некому замкнутому кругу, впрочем, как и у всех. Её жизнь движется по маршруту «работа» - «дом». И она привыкла так жить, хотя иногда её сознание бунтует и протестует. Она работает библиотекарем и встречает множество странных людей, которые собираются в читальном зале и являют собой некий литературный кружок, на заседании которого звучат стихи Иосифа Бродского, превращённого им в своеобразную куклу.

Понимают ли они его Поэзию? Скорее всего, нет. Можно даже сказать, что они убивают его. Убивают метафорически , хотя в спектакле эта метафора овеществляется.

Перед глазами Петровой проходит вереница «городских сумасшедших», а она наблюдает за ними и пытается навести порядок в неком хаосе происходящего. Но это ей не удаётся.

Её собственное сознание постепенно воспаляется, то ли от от всего происходящего, то ли от вируса гриппа, который начинает паразитировать на её организме, а у зрителя появляется возможность отправиться в путешествие по её больному сознанию.

Лично у меня в этот момент возникли определённые аналогии с тем состоянием, когда я отходил от наркоза после операции и, так сказать, находился «на грани».

Петрова работает в библиотеке, ходит в магазин за продуктами, готовит, проверяет домашние задания, которые выполняет её сын-школьник и при этом думает о чём-то совершенно далёком от всего этого: как избавить этот мир от маньяков и извращенцев. Она словно задаётся вопросом: а не в этом ли её миссия...

Харизматичная и яркая Яна Иртеньева довольно-таки убедительна в этой роли.. Убедителен и точен Семён Штейнберг, исполняющий роль самого Петрова.

Вообще, честно говоря, в спектакле Антона Фёдорова « Петровы в гриппе» великолепный актёрский ансамбль.

Каждый здесь на своём месте. И мать Марины, и жена Игоря, и девочка, которая едет в троллейбусе, и родители Саши, и мать Петрова старшего, и кондукторша, и Виктор Михайлович, и вредный пенсионер, и, конечно же Петров младший!

Роль Петрова младшего исполняют Роман и Артём Борзовские.

Сознание родителей настолько воспалено, что в их восприятии происходит некое расслоение их собственного сына.

У каждого из них свой личный Петров-младший.

И каждый из них вступает во взаимодействие со своим ребёнком, причём это происходит одновременно.

Стоит ли говорить о том, что в спектакле соединится история, произошедшая когда-то в Невьянске с братом Марины Виктором, купившим в аптеке огромное количество аспирина, с историей болезни Петрова младшего, которому родители фактически не раздумывая дадут таблетку того самого аспирина, который, что вполне естественно, уже давным давно просрочен? Стоит ли объяснять и рассказывать, как попал это аспирин к Петрову старшему? Нужно ли пересказывать путешествие Петрова старшего со своим приятелем Игорем на катафалке или ограничиться описанием того, с чего начинается спектакль?

-2

На сцене троллейбус. Фактически в натуральную величину. Троллейбус, битком набитый людьми. Это так привычно для провинции даже сейчас, в наше время. Среди пассажиров, набившихся в этот троллейбус, словно селёдка в бочку, кашляющий Петров. У него начинается грипп. Слышатся отдельные реплики, отдельные фразы, то грубые, то пошловатые, то нелепые, то смешные, то абсолютно бессмысленные и абсурдные. Вот она - наша жизнь.

Вот он - хаос бытия.

Скоро этот троллейбус превратится в катафалк, на котором Петров вместе со своим приятелем Игорем отправится к какому-то Виктору Михайловичу, живущему за городом.

Затем катафалк трансформируется в двухэтажный загородный дом профессора.

Потом этот двухэтажный дом вдруг неожиданно станет тем самым читальным залом той самой библиотеки, где работает та самая Петрова.

Через какое-то время это будет уже не читальный зал,а небольшая квартира, где будет ждать хотя бы кого-то из своих родителей Петров младший...

Одно перетекает в другое. Одно сменяется другим.

И тот же самый троллейбус вдруг на секунду покажется игрушкой в руках самой судьбы. Игрушкой, которая кажется так похожей на настоящий троллейбус...

-3

Заучит третий звонок.

«Пришёл троллейбус, светящийся изнутри волшебным своим электрическим жёлтым светом, издалека похожий не на троллейбус, а на модель троллейбуса, снаружи издалека пустой салон казался чище и целее, чем он был на самом деле. Пока он подъезжал и останавливался, Петрову казалось, что фигуры водителя и кондуктора - пластмассовые и неподвижно прикручены к своим местам»...

Мчится придуманный художником Саввой Савельевым троллейбус.

Мчится по зимнему городу.

Мелькают друг за другом и в хаотичном порядке отдельные сцены из жизни Петровых, а зрители переносятся вместе с героями то в автомастерскую, то в закутки ДК, где должна проходить новогодняя ёлка...

Спектакль отличается невероятной визуальной красотой, которая складывается из отдельных фрагментов, отражающих постсоветское уродство: меховые шапки а-ля Барбара Брыльска на женщинах в троллейбусе, ковры на стене, на полу и даже на потолке в домах и квартирах, огромный широкий растянутый свитер на Петрове, шерстяные пальто с меховыми воротниками и ёлочка в блестящих огонёчках.

Гротеск мешается с традицией, звучит бит «Белый снег - белый снег - белый снег», дрожит гриппующий Петров, крутится в центрифуге огромной стиральной машины его жена Петрова, отправляется спать на верхнюю полку его сын Петров.

Откуда эта верхняя полка взялась в квартире? Может она просто набросил перекочевала в неё прямо из поезда?

Мелькают в телевизорах лица политических деятелей: Брежнев, Горбачёв, Ельцин..

Кто ещё?

Едут на детский утренник и манекены, и реальные дети...

Персонажи спектакля расплачиваются и двоятся...

Предлагает супа загадочный персонаж Розы Хайрулиной...

-4

«Петровы в гриппе» - спектакль, в котором действительность смешивается с галлюцинациями, прошлое с настоящим, а повседневность вдруг оборачивается самой настоящей фантасмагорией.

Сидишь в зале, поражаешься воображению, фантазии и изобретательности художника Саввы Савельева, наслаждаешься необычайным профессионализмом актёров, играющих в спектакле, ловишь себя на мысли: как бы не заболеть и не подхватить этот гадкий и противный вирус, который может привести к таким невероятно серьёзным последствиям...Как бы не позволить гриппу завладеть тобой. Завладеть так, как он смог завладеть несчастными Петровыми...

А что окружает нас на самом деле!

Уж не та ли гриппозная реальность, где смешиваются понятия, чтобы иначе показать саму жизнь? Жизнь течёт гораздо быстрее, чем нам кажется. Мерцают картинки, сменяя одна другую, словно огоньки на новогодней ёлке.

Живут, но не успевают жить люди.

Вы только прислушайтесь: «Живут, но не успевают жить!» Ведь это же мы с вами «живём», но «не успеваем»!

От этого немного грустно и печально. Чувствуешь, как и твоя жизнь внезапно, но необратимо ускользает от тебя самого и мчится куда-то дальше, как и этот троллейбус. Мчится, трансформируясь во что-то иное новое, меняя свою форму и формат и даже вызывая ощущение какого-то нездорового бреда...

Тем не менее каждый из нас так или иначе каждый день движется навстречу собственной смерти, что тоже вполне себе неизбежно и необратимо...И как долго это продлится, тоже неизвестно фактически никому...

Пожалуй, только первозданный хаос может дать ответ на этот важный вопрос, но вот только услышим ли мы его?..

И вновь звучат в моём сознании  из уст Лже-Бродского, «убитого» прямо в читальном зале библиотеки, стихи наилучшего Поэта:

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты купишь Шипку?

Звучат монотонно, будто бы превращаясь в некую мантру. И я вдруг ловлю себя на мысли, что сегодня действительно никуда не хочется выходить из дома. Что лучше отдохнуть и полежать на диване. Но что-то внутри не даёт мне этого сделать. Ведь в жизни есть столько всего интересного и нужно успеть хотя бы что-то посмотреть, прочитать, почувствовать и ощутить...

Главное - не подхватить вирус гриппа, как Петровы...

Петровы в гриппе.

Петровы больны.

Они гриппуют. Гриппуют вот уже три дня. Гриппуют всей семьёй.

А болезнь так и не думает проходить...

Спасибо за внимание!!

Если понравилось, жду ваших 👍👍