Продолжаем нашу тему о том, как же научиться продуктивно читать. Сегодня поговорим о том, как нужно работать с текстом, чтобы запоминать надолго и максимально.
Чтобы понять глубже процесс чтения, нужно разобраться в понятии — подвижность чтения. Что это такое?
Большинство людей читает все книги на одной и той же скорости. Это совершенно непродуктивно. Когда вы читаете книгу для отдыха, вы читаете ее не торопясь, медленно, перебирая слова и наслаждаясь языком автора. Если читать на такой же скорости учебники и пытаться запоминать параграфы, то ничего не получится. Внимание будет постоянно рассеивается, а память будет стирать прочитанное.
На каждом тексте есть свои скорости, уровень концентрации и погружения.
Подвижность чтения — это правильно подобранная скорость в соответствии с уровнем понимания читателя.
Если скорость выше, а понимание ниже, то тогда во время чтения информация, словно вода, выливается в сито. Нет захвата информации, нет понимания, а значит и запоминания. Человек тратит целые часы, а в результате закрывает книгу и ничего не может вспомнить.
Поэтому очень важно научиться правильно подбирать скорости в соответствии со сложностью текста.
Давайте рассмотрим правила, которые помогут вам лучше работать с информацией.
1. Цель чтения.
Многие читатели открывают книгу, но не знают зачем. Во время чтения не подходят абстрактные задачи, вроде того, что НАДО. Должна быть точная цель, например: завтра выступать перед аудиторией и нужно рассказывать доклад.
Как только вы обозначили цель, зачем читаете, мозг тут же приготовился действовать эффективно.
2. Готовность рабочего места.
Если вам нужно делать пометки, конспект или создать майнд меп по прочитанному, то нужно перед тем, как вы откроете книгу, на столе все подготовить.
Если постоянно по комнате бегать то за ручкой, то за бумагой, концентрации не будет.
3. Выбор скорости и понимания.
Посмотрите внимательно на сложность текста. Если данная книга написана слишком сложным языком, а можно найти более понятный язык — обязательно сделайте это, иначе вы будете постоянно возвращаться назад и терять часы на попытку разобраться, что там написано.
По любой теме существуют книги для начинающих, для среднего уровня и для продвинутого. Разберитесь какой вам сейчас нужен уровень для работы с данной темой и читайте доступный текст. Тогда вы сэкономите время на поиске непонятных слов в словаре, а будете погружены в текст максимально.
4. Разговор с автором во время чтения.
Некоторые читатели думают, что во время чтения нужно собирать информацию, а когда они закроют книгу, то нужно ее по полочкам раскладывать и разбираться в прочитанном. Но когда наступает такой момент, все уже стерлось из памяти. Почему?
Потому что нужно именно во время чтения фиксировать мысли, анализировать, синтезировать материал, вспоминать что вы знаете по данной теме вообще и запоминать.
Наша память так устроена, что легче ей записывать новую информацию уже на существующие «файлы», чем создавать новый сектор и с чистого листа производить запись.
5. Усиление способности запоминать.
Есть законы памяти, о которых мы поговорим в другой статье, но сегодня, забегая вперед, скажу, что если во время чтения усиливать прочитанное образами, делать их объемными, яркими, использовать цвет, звук, запах, вкус, то такая информация оживает в вашем сознании во много раз быстрее и легче, чем если это просто термины.
Достаточно через время вспомнить только один образ из книги, например, ярко-бардовую розу с сильным ароматом и капельками на бархатных лепестках, ее сочно-зеленые листики, как вы тут же вспоминаете сюжет книги, нужную главу, а вместе с тем и все разделы книги.
Если тренироваться в создании ярких образов во время чтения и после прочтения, дать книге образ, со временем вы натренируетесь и будете помнить целые книги, и даже вспоминать те, которые читали в детстве.
Вот такие особенности продуктивного чтения. Надеюсь теперь процесс чтения для вас станет намного более продуктивным, интересным и полезным.
Удачи вам в тренировках