Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Охота на ведьм в дебрях демократии

5 марта 1946 года бывший премьер - министр Великобритании Уинстон Черчилль в Вестминстерском колледже в Фултоне , штат Миссури , США, произнес речь , суть которой сводилась к тому , что опасность коммунизма растет везде , «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов , где «коммунизм еще в младенчестве» . Он заявил , что «в большом числе стран , далеких от границ России , во всем мире созданы коммунистические «пятые колонны» , которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив , получаемых из коммунистического центра» .

Выступление Черчилля в Фултоне
Выступление Черчилля в Фултоне

Черчилль особо подчеркнул: «…я отвергаю идею , что новая война неотвратима… Я не верю , что советская Россия жаждет войны . Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии» . И далее : «Из того , что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках , я заключаю , что ничем они не восхищаются больше , чем силой , и ничего они не уважают меньше , чем слабость , особенно военную слабость . Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна» . Многие исследователи считают , что «Фултонская речь» послужила сигналом для начала холодной войны .

БРЕХТ В КЛУБАХ ДЫМА

С 1934 года в США действовала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности . Она была создана для борьбы с «подрывной и антиамериканской пропагандой» . В 1938 году эта организация получила статус временной , а в 1946- м – постоянной . Сразу после «Фултонской речи» Черчилля . И вскоре произошло событие , покрывшее позором Соединенные Штаты Америки в глазах мирового сообщества . 22 марта 1947 года президент Гарри Трумэн издал указ , который запрещал прием на работу в государственные органы неблагонадежных элементов . А 20 октября комиссия начала публичные слушания в Вашингтоне об антиамериканской деятельности в Голливуде . Статус комиссии носил внесудебный характер. Человек , представший перед ней , сам должен был доказывать свою невиновность .

«Демон революции» Лев Троцкий сотрудничал с американскими антикоммунистами
«Демон революции» Лев Троцкий сотрудничал с американскими антикоммунистами

Интересен и факт сотрудничества с комиссией Льва Давидовича Троцкого. 13 июля 1940 года он лично передал американскому консулу в Мехико список мексиканских общественно - политических деятелей и государственных служащих , связанных с местной промосковской компартией . Спустя пять дней , уже через своего секретаря , Троцкий предоставил подробнейшее описание деятельности руководителя нью - йоркской агентуры НКВД Энрике Мартинеса Рики . Именно за эти «невинные шалости» «демон революции» в результате и удостоился удара ледорубом в затылок .

Бертольд Брехт
Бертольд Брехт

Комиссия не придумала ничего лучше, как начать свою деятельность с вызова на допрос Бертольда Брехта , великого немецкого писателя - антифашиста . Опасаясь судебного преследования , Брехт все же явился на допрос , вел себя подчеркнуто вежливо и серьезно , довел комиссию своим занудством до белого каления и был признан чудаком . В 1963 году прогрессивные американские деятели выпустили полную запись на граммофонной пластинке этого допроса . На ней слышны голоса прокурора Роберта Стриплинга и председателя комитета Дж . Парнелла Томаса , задающих вопросы Брехту тоном абсолютного превосходства или нагловатой начальственной снисходительности . Слышим мы и голос допрашиваемого , говорящего по - английски с сильным немецким акцентом . Он не всегда сразу находит нужное слово , часто запинается , но при этом остроумно отражает наскоки своих судей . Создается впечатление , что недостаточное владение английским отлично служит ему в длительной словесной дуэли . В беседе с журналистами , состоявшейся после допроса , Брехт лукаво заметил : «Они все же не были такими плохими , как нацисты . Нацисты никогда не разрешили бы мне курить .

В Вашингтоне они позволили мне курить сигару, и я использовал ее для создания пауз между их вопросами и моими ответами» . Очевидно , в остальном господа Парнелл и Стриплинг были вполне «на уровне» .

«Музыкальный Карл Маркс» Ганс Эйслер
«Музыкальный Карл Маркс» Ганс Эйслер

Далее настала очередь Ганса Эйслера, выдающегося немецкого композитора . Ему предъявили обвинение в революционно - политической деятельности , «в распространении коммунизма с помощью песен» . На каком уровне шел допрос , можно судить по тому , как прокурор Стриплинг сформулировал обвинение : «Карл Маркс коммунизма в области музыки» . Этого оказалось достаточно , чтобы композитора посадили в тюрьму . А спустя некоторое время , несмотря на вмешательство и хлопоты Чарли Чаплина , Пабло Пикассо и многих других крупнейших деятелей искусства , «страна свободы и демократии» выслала Ганса Эйслера в Европу . Немаловажную роль в судьбе Эйслера сыграла его родная сестра Рут Фишер . Это была совершенно исключительная особа .

РУТ ФИШЕР – ТА ЕЩЕ КОММУНИСТКА

Рут Фишер родилась в 1895 году в Лейпциге в семье австрийского философа Рудольфа Эйслера . Изучала философию , политэкономию и политологию в Вене . В 1915 году вышла замуж за журналиста Пауля Фридляндера . В 1917- м родился их сын Фридрих Герхард , ставший математиком . Уже тогда Рут Фишер активно участвовала в политической жизни . В Вене 3 ноября 1918 года приняла ведущее участие в создании Коммунистической партии немецкой Австрии ( КПДА ), имела членский билет № 1. Участвовала в вооруженном захвате редакции консервативного издания Neuen Freien Presse. Была арестована и провела три недели в тюрьме . 9 февраля 1919 года читала основной доклад перед делегатами 1- го съезда КПДА . В это же время была ответственным редактором органа австрийской компартии Der Weckruf/Die Rote Fahne, а также редактором журнала Die revolution ä re Proletarierin.

В августе 1919 года семья Фридляндеров по приглашению Вилли Мюнценберга приехала в Берлин . С 1920 года Рут сотрудничала в теоретическом органе компартии Германии ( КПГ ) Die Internationale. В 1921 году развелась с Паулем Фридляндером . С 1921 года вместе с Аркадием Масловым ( Исаак Ефимович Чемеринский , немецкий коммунист , подданный Российской империи , один из лидеров Коммунистической партии Германии ) возглавляла берлинскую организацию КПГ . В последующие годы они стали ключевыми фигурами левого крыла компартии , которое резко критиковало партийное руководство Августа Тальйгемера , Генриха Брандлера и Эрнста Мейера , особенно после неудавшегося восстания в Гамбурге в 1923 году . Фишер и Маслов были сопредседателями КПГ в 1924 – 1925 годах . Проводили ультралевый курс , из - за чего в августе 1924 года попали под критику Коминтерна . В 1925 году они были сняты со своих постов . Новыми лидерами партии стали Эрнст Тельман , Герман Реммеле и Хайнц Нойман . В 1926 году Фишер и Маслов поддерживают объединенную оппозицию в ВКП ( б ), после чего исключаются из КПГ . Вместе с Гуго Урбансом принимают участие в создании Ленинбунда . После «раскаяния» и восстановления в ВКП ( б ) Зиновьева и Каменева Фишер вместе с Масловым в 1929 году также пытаются вернуться в КПГ . Однако после неудачи этих попыток Фишер отходит от политической деятельности и до 1933 года работает преподавателем и социальным работником в берлинском районе Веддин .

Аркадий Маслов
Аркадий Маслов

В 1933 году с Масловым бежала через Прагу в Париж . Там они вместе с несколькими товарищами создали международную группу , сотрудничавшую с Троцким . В 1941 году парочка перебралась на Кубу , где пыталась получить американскую визу . Ее смогла получить только Фишер , а Маслов был вынужден остаться в Гаване и погиб в результате несчастного случая в ноябре 1941 года . То , что ультралевая коммунистка Фишер получила американскую визу , никого не должно удивлять . Согласно рассекреченым в 2010 году документам , Рут Фишер на протяжении восьми лет была агентом американской разведывательной группы «Пруд» . Так что несчастный случай с Масловым , весьма вероятно , очень даже не «случай» и уж тем более не «несчастный» .

РУСОФОБКА АЙН РЭНД

Еще одной «свидетельницей», выступавшей перед комиссией была Айн Рэнд . Эта особа , чье настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум , родилась 2 февраля 1905 года в Санкт - Петербурге в семье фармацевта Залмана - Вольфа Розенбаума и его жены , зубного техника Ханы Берковны Каплан , и была старшей из трех дочерей . В 1917 году после революции в России собственность отца была конфискована и семья переехала в Крым , где Алиса закончила школу в Евпатории . 2 октября 1921 года она поступила в Петроградский университет по специальности «Социальная педагогика» на трехлетний курс , включавший историю , филологию и право . В годы учебы познакомилась с идеями Фридриха Ницше , оказавшими на нее большое влияние . Закончила университет весной 1924- го . В 1925 году она получила визу для поездки на учебу в США , а в январе 1926 года через Ригу переехала в Берлин ( там жила ее двоюродная сестра ) и в конце февраля прибыла в Чикаго .

Айн Рэнд считала, что в России говорят только о еде
Айн Рэнд считала, что в России говорят только о еде

20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России» . Она расценила картину как коммунистическую пропаганду . И хотя полагала , что преследование за выражение коммунистических взглядов противоречит свободе слова , утверждала , что государство вправе знать , кто является членом партии , пропагандирующей насилие для достижения политических целей . Рэнд поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино . Заявила : «Принцип свободы слова требует… чтобы мы не принимали законов , запрещающих [ коммунистам ] говорить . Однако принцип свободы слова… не подразумевает , что мы обязаны давать им работу и поддерживать наше собственное уничтожение за наш же счет» . Во время допроса имел место такой диалог.

Стриплинг:

– Пожалуйста, миссис Рэнд , как бывшая советская подданная , объясните комиссии , что вы понимаете под термином «коммунистическая пропаганда» .

Рэнд:

– Коммунистической пропагандой я считаю все то, что изображает жизнь в России как вполне нормальную , даже хорошую . Возьмите , к примеру , фильм , снятый в Голливуде , «Песнь о России» . Он посвящен дружбе наших стран в борьбе против Германии . Роберт Тейлор играл роль американского дирижера , приехавшего в Россию . Он встречает девушку из русской деревни . Она умоляет его , великого дирижера , приехать к ним в деревню . Агенты ГПУ не мешают ей сделать это . Доверчивый американец влюбляется в хорошенькую крестьянку . Он показывает ей Москву . Зритель видит высокие дома и чистые улицы – но таких нет в Москве ! Потом вы посещаете московский ресторан – но ведь их нет в городе ! Там есть только один буфет для партийных бюрократов и приезжающих иностранцев , куда впускают по разрешению НКВД ! Но русская девушка , которая по советским законам не имеет права въехать в Москву без специального разрешения , оказывается с американским дирижером в ресторане ! Он протягивает ей меню ... Но в России нет таких меню ! Разве что были до революции ! А из ресторана они отправляются на прогулку , ездят в роскошных вагонах метрополитена , а потом заглядывают в парк , где бегают чистенькие , улыбающиеся дети ! Это совсем не те бездомные оборвыши , каких я видела в России двадцать лет назад , это какие - то херувимчики ! Затем дирижер отправляется с любимой в ее деревню , и нам ни слова не говорят о тех миллионах мужиков , которых по решению правительства погубили голодной смертью , чтобы остальных заставить войти в колхозы !

Кадр из фильма «Песнь о России»
Кадр из фильма «Песнь о России»

Стриплинг:

– А священники были показаны в фильме «Песнь о России»?

Рэнд:

– Конечно! Священник венчает дирижера с его русской пассией ! Но ведь каждому известно , что в России запрещены свадебные обряды в церкви ! Зачем нужна эта ложь , вводящая в заблуждение американского зрителя ?! А после свадьбы колхозники слушают его концерт по радио . Еще одна ложь !

В России не больше ста человек владеют собственным радио! И вот начинается война , Гитлер напал на бедненькую , не ожидавшую войны державу Сталина , который был союзником нацистов ! Дирижер хочет увезти русскую жену в Америку , но она отказывается :

«Я должна сражаться с врагом». И это не есть коммунистическая пропаганда ?! А кончается киноидиллия тем , что русские уговаривают жену дирижера поехать в Штаты , чтобы рассказать там о борьбе русских против немцев ... Я верю хозяину фирмы «Метро - Голдвин - Майер» мистеру Майеру , что он не думал о коммунистической пропаганде , делая этот фильм . Однако показ нормальных , смеющихся и симпатичных людей в стране террора и рабства – это коммунистическая пропаганда , вне зависимости от благих намерений мистера Майера .

О том, что в годы Великой Отечественной войны Сталин помирился с церковью Айн Рэнд не упомянула
О том, что в годы Великой Отечественной войны Сталин помирился с церковью Айн Рэнд не упомянула

Сенатор Вуд:

– Но ведь фильм был сделан в годы войны, когда русские противостояли нацистам .

Рэнд:

– Это не имеет никакого отношения к вопросу о коммунистической пропаганде.

Вуд:

– Вопрос в этом фильме шел о поддержке русских, которые воевали ...

Рэнд:

– А мы помогали им ленд- лизом . Но не надо при этом врать американцам , что в России есть счастливые люди ! Пусть бы сказали правду : «На какое - то время мы кооперируемся с диктатурой Сталина , чтобы разрушить диктатуру Гитлера» . Это было бы честно ! А еще надо было послушать , что бы на это ответили американцы . Согласились бы они с таким предложением или отвергли б его ...

Вуд:

– Можно ли вас понимать в том смысле, что мы не должны были поддерживать русских в их борьбе против Гитлера ?

Рэнд:

– Мы обсуждаем не этот вопрос. Мы обсуждаем другое : что нужно говорить о России – правду или ложь ? Я считаю , надо было постоянно повторять слова Черчилля : «Мы идем на блок с дьяволом , чтобы одолеть другого дьявола» .

Вуд:

– Вы полагаете, что лучше было бы позволить России потерпеть поражение в войне ?

Рэнд:

– Я против того, чтобы мораль базировалась на лжи .

Сенатор Макдовэлл:

– Вы нарисовали довольно мрачную картину русской действительности... Скажите , в России действительно нельзя встретить на улице смеющихся людей ?

Рэнд:

– Очень мало. Они улыбаются только при закрытых шторах . Они просто - напросто не могут смеяться в условиях той системы , в которой живут .

Макдовэлл:

– Правильно ли я вас понял, что все их разговоры сводятся к вопросу о пище ?

Рэнд:

– Да, там говорят только о еде , и ни о чем другом .

Макдовэлл:

– Ну, хорошо , а они могут делать хоть что - то такое , что делаем мы , американцы ? Например , посетить тещу ? Или приятеля ? Да просто перейти улицу , в конце концов ?! »

Рэнд:

– Человек, живущий в условиях свободы , никогда не поймет людей , оказавшихся в тираническом государстве социалистической диктатуры . Там каждый шпионит друг за другом ! И ни от кого нет защиты ! »

…И благодаря подобным «свидетелям» позорное действо продолжило свое шествие.

«Секретные материалы 20 века» № 26(438), 2015 . Аркадий Сушанский, журналист ( Санкт - Петербург )