Найти тему
Проф-Диалог

Хронический паникёр. Как тревожные люди разрушают рабочий коллектив?

Оглавление

Рассказываем, почему так важно всегда быть в курсе текущего состояния коллектива. В таком вопросе неосведомленность может стать фатальной неудачей.

Источник паники

-2

Доводилось ли вам встречать таких людей, которые постоянно переживают за что бы то ни было? Они всегда найдут повод для беспокойства, на регулярной основе придут в состояние, граничащее с паникой. Думаю, опыт неприятный, но довольно регулярный в практике повседневного общения.

А, может быть, вы и сами оказывались тем самым паникёром в определенных ситуациях? Когда казалось, что мир будто настроен против вас, все идет не по плану и повсюду поджидает опасность. Что ж, тревожного человека вполне можно понять.

Сегодняшние условия многозадачности, конкуренции и повышенных стрессовых воздействий так или иначе ставят человека в вынужденное положение
противостояния, сопротивления, борьбы. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными негативными факторами. Минимизировать их полностью представляется невозможным. Согласитесь, найти идеальное место работы с райской атмосферой внутри коллектива, переселить всех неприятных и раздражающих соседей в другой район и запретить невоспитанным гражданам находиться в общественном транспорте как минимум граничит с абсурдом и насмешкой.

В любом случае мы должны
приспосабливаться к условиям, которые диктует окружающая действительность. Но почему же кому-то удается это сделать довольно непринужденно и успешно, в то время как другой человек буквально загибается под натиском обстоятельств? Вопрос здесь кроется в личностной тревожности, с которой нам и предстоит разобраться сегодня.

Что это за показатель?

Под тревожностью понимают наличие
страхов и переживаний у человека. При рассмотрении тревожного человека можно говорить о наличии у него порой необоснованных опасений. Все вокруг зарождает в нем ряд переживаний. Он склонен видеть мир в темных оттенках, ожидая опасность со всех сторон. Разумеется, такой человек будто заражает окружающих своим негативным настроем. Однако давайте рассмотрим детальнее, когда же тревожный работник может оказаться поистине опасным для коллектива.

Не всякая тревога представляет опасность

Все мы время от времени переживаем. Это абсолютно естественно. Более того, отсутствие тревоги как таковой говорит об определенных дисфункциях адаптации личности. Но в чем разница между уровнями проявления тревожности?

-3

Дело в том, что тревога проявляется в адекватном контексте, когда опасения человека являются оправданными. Когда есть действительная причина для переживаний и негативных эмоций. При этом человек не утрачивает способность рационально мыслить и направляет свой когнитивный ресурс на поиск оптимального решения проблемы. В целом человек разумно относится к жизни, ему удается противостоять периодически возникающим волнениям и страхам, проявляя рассудительность и самоконтроль. Тем не менее, некоторые напряженные ситуации могут временно овладевать его мыслями, вызывать переживания.

-4

Также выделяют людей с ситуативно повышенным уровнем тревожности. Это говорит о том, что в жизни человека произошла ситуация, которая определенным образом вывела его из состояния душевного спокойствия и баланса. В настоящее время, в силу определенных обстоятельств, у него может быть ситуативно повышена чувствительность, ранимость, склонность к самоанализу. Он может переживать и волноваться, если обстоятельства складываются неудачно. Вероятно, человек несколько более раздражителен, чем обычно. Из-за страхов и волнений может более ответственно относиться к жизни, испытывать трудности в принятии решений. Нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих. 
Однако важно понимать, что такой человек способен вернуться к
нормальной работе и эффективному функционированию после предоставления возможности отдыха и восстановления жизненных сил.

-5

А как ведет себя человек с чрезмерно высоким уровнем тревожности?
Настоящую опасность для любой компании представляют сотрудники с высокой личностной тревожностью. Для этих людей тревожные проявления являются
укоренившимся паттерном поведения. По-другому они реагировать просто не умеют. Такая личность переживает по поводу и без. Её страхи в большинстве своем являются беспочвенными и гиперболизированными. Человек склонен все преувеличивать, даже малейшая неприятность способна вызвать реактивный эмоциональный взрыв.
Тревожный от природы человек склонен к проявлению
депрессивных тенденций. Он может часто испытывать чувство грусти, вины, неблагополучия, безразличия, апатии, разочарования, предъявлять к себе завышенные требования, недооценивать свою значимость и полезность. Склонен пессимистически оценивать будущее, живет с идеологией «Все случится наихудшим образом». Нарастание депрессивных тенденций приводит к снижению жизненных сил и мотивации. Такой сотрудник рано или поздно сталкивается с эмоциональным выгоранием и оказывается дисфункциональным.

Какие проблемы могут быть у сотрудника с высоким уровнем тревожности?

Человек, в личности которого укоренилась тревожность, оказывается на практике психически слабым. Сила его адаптации крайне мала. По большому счету, этот человек просто неспособен адекватно функционировать в условиях современной действительности. По сравнению с другими, более стрессоустойчивыми работниками, тревожный сотрудник является неконкурентоспособным.

-6

Но помимо личных трудностей тревожный человек несет в себе и опасность для коллектива. Ведь он постоянно продуцирует свой негатив, панику, апатию вовне. Будучи психически слабым, он питается энергией других сотрудников, выливая весь негатив на них.
Более того, тревожный работник способен становиться источником всеобщей паники. Вы даже не представляете, как заразителен негативный настрой. Такие люди мастерски ввергают всю команду в дисфункциональное состояние. Ведь в состоянии тревоги действовать
рационально и обдуманно практически невозможно. В результате руководитель получает провальный коллектив, обрекающий компанию на неудачи. Кто бы мог подумать, что всему виной могут стать одна-две персоналии?

-7

Грамотный руководитель должен быть всегда начеку

Мы настоятельно рекомендуем всем управленцам и руководителям не пренебрегать анализом состояния своих подопечных. Очень важно заметить проявление тревожности у сотрудника на первых стадиях, чтобы вовремя предпринять необходимые меры и сохранить эффективность члена команды.

Конечно, можно сразу увольнять людей при обнаружении первых симптомов тревожности. Нет факторов риска – нет опасности. Но ведь ломать не строить. Вы представляете, с какой
текучкой кадров столкнется любая организация, которая будет увольнять каждого, кто продемонстрировал проявление тревожности. Мы уже говорили, что испытывать ситуативную тревожность нормально, поэтому давайте четко разграничим проявления, которые говорят нам о нездоровой, чрезмерной, хронической тревожности, настоящем паникёрстве.

В их числе присутствуют:

- Негативные эмоции по отношению к окружающим (обидчивость, враждебность, патологическая ревность);

- Мания величия;

- Неспособность воспринимать критику и адекватно оценивать себя;

- Снижение умственных способностей;

- Повышенная утомляемость;

- Неадекватные высказывания;

- Вспыльчивость или напротив, чрезмерная скрытность.

Как вести себя с тревожным подчиненным?

Как мы уже условились, сиюминутно увольнять любого, кто проявил тревожность в той или иной степени, не рационально. Руководитель, выбравший такой способ контроля работы персонала рискует остаться с пустым штатом.
Поэтому гораздо более целесообразно попробовать внедрить некоторые
специфические особенности взаимодействия с таким подчиненным.
Команда «Проф-Диалог» сформировала для вас
ряд рекомендаций по взаимодействию с тревожными сотрудниками.

-8

Мы рекомендуем:

Предложить сотруднику психологическую консультацию

Обеспечить должный уровень контроля и наблюдения

Обеспечить удовлетворение потребности в сочувствии, сопереживании, поддержке

Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с человеком

Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку

Не включать работника в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение

Избегать постановки новых, сложных профессиональных задач

В чем кроется особая опасность?

Не даром показатель тревожности давно выделен профилирующими психологами, как особый фактор риска, требующий отдельного внимания и настороженности.

Дело в том, что тревожные люди могут вести себя
совершенно по-разному. Все зависит от особенностей их темперамента и характера. Тогда как одни будут проявлять повышенную возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, другие будут оставаться в стороне, тщательно скрывая свои истинные переживания и опасения. 
Фактор тревожности довольно трудно заметить с ходу, невооруженным взглядом. Обычно эти люди, будучи по сути своей психически слабыми, стараются максимально защитить свою личность, скрыв настоящие особенности психологической структуры.

Руководитель может годами не замечать потенциальную опасность тревожного человека, а потом, когда тревога все же выйдет на поверхность, внезапно столкнуться с полнейшим хаосом и колоссальным падением продуктивности.

Согласитесь, в условиях современного рынка допустить такое нельзя. Вы рискуете просто остаться у разбитого корыта.
Поэтому команда компетентных специалистов «Проф-Диалог» с радостью
примет этот удар на себя и обеспечит вас всей необходимой подробной информацией о состоянии ваших сотрудников.

Предупрежден значит вооружен

В этом вопросе риск совершенно не оправдан. Доверьте диагностику коллектива профессионалам своего дела и обеспечьте своей компании безопасность на года.

Наша команда не раз сталкивалась с этой проблемой

-9

Кейс #1

Исходные данные
В крупной логистической компании внезапно сложилась ситуация глобальной текучки кадров. Сотрудники постоянно увольнялись по разным причинам. Одни уходили по причине болезни, другие вовсе не объясняли свое увольнение. Руководство било тревогу.

Что сделано: С помощью методики «Проф-Диалог» была проведена комплексная диагностика текущего состояния персонала. Было выявлено большое количество людей с чрезмерно высокой тревожностью. Были предприняты меры: некоторых сотрудников отправили в отпуск, относительно других были сформированы определенные рекомендации по взаимодействию.

Результат: Массовое увольнение удалось остановить, продуктивность сотрудников была восстановлена.

Кейс #2

Исходные данные

Консалтинговая компания работала по принципу командного функционирования. Организация была разделена на несколько отделов, каждый из которых включал набор команд. Одна команда постоянно оказывалась непродуктивной, более того, она регулярно находилась в неполном составе: сотрудники то болели, то сменяли один другого.

-10

Что сделано: С помощью методики «Проф-Диалог» была проведена комплексная диагностика текущего состояния этой команды, в результате которой был выявлен работник с крайним показателем тревожности, представляющий значительный фактор риска.

Результат: Начальству пришлось попрощаться с сотрудником, который сам испытывал профессиональное выгорание и был готов уйти добровольно. Однако проигрышная команда сровняла показатели эффективности с другими коллективами и успешно функционирует по сей день.

Источник статьи сайт https://prof-dialog.ru/article/trevozhnye-sotrudniki