Илья Зданевич, Ильязд, Эли Энгабюри, Iliazd — писатель, издатель, художник и один из самых радикальных и малоизвестных фигур русского авангарда. Автор особого языка, который стал повсеместно популярен в 2005-2007 годах.
Ильязд был невероятный перфекционист во всех своих делах. Школу закончил с золотой медалью. Поступил в юридический институт Петербурга, где также успешно закончил учёбу.
Все его типографские работы были выверены лично им и... были очень красивы с точки зрения композиции. Да, я буду восхищаться его работами, потому что они мне близки и нравятся.
Футурист
Тёплые деньки в Тбилиси, Илья сидит в летнем домике и дочитывает манифест основателя футуризма — Филиппо Маринетти. Работа настолько его вдохновляет и разрывает изнутри, что он становится ярым приверженцем этого течения. Во время учёбы в Петербурге Ильязд знакомится с В. Маяковским, М. Ларионовым, М.В. Ле-Дантю, Н. Гончаровой, Д. Бурлюком. Благодаря им стал выступать с публичными пропагандистскими докладами о футуризме.
В 1913 году выступает на дебатах, которые были приурочены к открытию выставки «Мишень». С уверенностью всем там заявляет о том, что его ботинок прекраснее «Венеры Милосской» и озвучивает ряд лозунгов о презрении к луне, земле, пацифизму, женщинам и так далее.
Само собой такой баттл быстро перерос в потасовку с криками и кулаками. Даже полицию вызывали, представляешь? Но самое смешное в этой ситуации это подведение итогов своего доклада Зданевичем:
В общем, доклад считаю удачным... Скандалом доволен, ибо это необходимая реклама.
В том же году совместно с Ларионовым публикует свой манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся», где они провозгласили:
Мы связали искусство и с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь. Раскраска лица — начало вторжения. Оттого так колотятся наши сердца.
В манифесте показано только 2 изображения (на самом деле их могло быть огромное количество, это же искусство) на левой и правой щеке, да ещё и с пояснениями.
Сейчас уже почти никто не спрашивает у людей, делающих макияж, почему они раскрашиваются. Макияж превратился в настоящее искусство со скульптурой лица и цветовой палитрой. Искусство вторгнулось в повседневную жизнь и делает её ярче и насыщеннее.
41° северной широты
Илья вернулся в Тбилиси и создал авангардистское объединение и футуристическое издательство под названием «41°», по месту расположения своего родного города. Вот тут-то и началась невероятная деятельность Зданевича. Именно тут зародился этот «заумный» язык, который обрёл новый виток жизни в 2005-2007 годах. Помнишь эти знаменитые фразы, разлетевшиеся в каждое сообщение — «ПриФФки» , «Йа кРеВеДкО», «ПрИвЕт МеДвЕД», «ШТа» и так далее. Знакомо, согласись? Как хорошо, что мы с тобой от этого ушли. Хотя вот только недавно снова была волна «узбагойся». Видимо, это бесконечная спираль Зданевича, которую он запустил ещё в 1918 году. Спасибо, Илья!
Зданевич написал довольно много произведений на его «заумном» языке. Сам Илья, называет его «албанскай изык», что видно по строчке из его произведения «Янко круль албанскай»:
...так как албанскай изык с руским идет ат ываннава... пачиму ни смучяйтись помнити шта вот изык албанскай...
Это произведение, кстати, вошло в его знаменитую «Питёрку дейстф». И ты не думай, что это популярное драматическое произведение, изучаемое в школе с глубокими смыслами и так далее. Мысли глубокие, это правда. Но изучают её скорее в типографских школах. Зданевич был отличный графический дизайнер.
Я — всёк
В результате тщательного исследования теорий Маринетти Зданевич разочаровывается в его высказываниях и создаёт новое течение — «всёчество». Идея направления заключалась в объединении и поэзии, и живописи под эгидой множества направлений. Всё в одном. Всёчество. Просто и логично.
У «всёков» (именно так называли себя последователи течения) было правило: не рвать с прошлым, а смотреть назад. Сливать в одно целое все знания прошлого и настоящего. Очень резонирует с футуризмом, не так ли? Изучать классические формы, а не обращаться к будущему звучит действительно вдохновляюще.
Иллюстратор Ильи Зданевича
Познакомились и сразу же подружились с Пабло Пикассо они ещё в 1930-х. Зданевич считал его истинным «всёком». Совместно они издали 7 книг в жанре «книга художника» (иллюстрации прорабатываются автором). Занятный факт, Ильязд давал ТЗ своему другу и партнёру Пикассо, да ещё и такие дотошные: что, где, каким образом расположить в книге. И да, ты не ошибся, Пабло ему не отказывал в этом, он ему доверял.
Дизайнер Коко Шанель
В 1927 году познакомился с Шанель и почти сразу стал сотрудничать с ней в качестве рисовальщика по ткани. Ответственность в работе так вдохновила Коко, что она назначила его начальником отдела рисовальщиков на предприятии в Аньере. Естественно, Зданевич пытался внедрять своё искусство и спустя некоторое время придумал новый узор для фирменного джерси Шанель.
Но это был не просто рисунок на бумаге, а ещё и структура ткани, и (даже не удивляйся, уже пора привыкнуть к радикализму Ильязда) новый ткацкий станок для производства. В последствии Илья руководил 2-мя заводами Шанель по производству ткани. Но только во времена руководства всё сошло на рутину, которая отразилась на нём, как на творческой личности.
Я опустился и стал обывателем — писал Ильязд своему другу
Выставки
К сожалению, у него не было ни одной персональной выставки при жизни. Зданевич очень много и разно писал, творил, разрабатывал. Посмертное желание соответствующее — организовать выставку его произведений в Тбилиси. Жена Зданевича выполнила свой долг и уже в 1989 году выставка состоялась. Работы впоследствии были переданы Государственному музею искусств Грузии. В декабре 2015 года состоялась большая и успешная выставка, посвящённая всему творчеству Ильи Зданевича в ГМИИ им. Пушкина.
В завершении пройди тебе тест на знание Ильи:
Если вы впервые ознакомились со Зданевичем — напишите в комментариях какие эмоции он у вас вызвал, а если нет — дополните меня!
Отвечу на любые вопросы по теме. Подписывайся, делись с другими и жди новую личность!
Следующая статья будет посвящена Давиду Бурлюку — поэту, художнику и одному из основоположником русского футуризма.