Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы расскажем вам о леших – одних из самых известных ныне мифологических персонажей славянского фольклора.
Племена славян, давшие начало множеству народов Европы, почитали природу и верили, что окружающий мир населен различной нежитью – чудесными существами, которые способны помогать людям или чинить им козни. При этом, как правило, не было однозначно злой и однозначно доброй нежити.
К примеру, леший был хранителем леса, и все его поступки были направлены, в первую очередь, на благополучие собственной вотчины. До людей лешим, как правило, не было дела, пока те сами не вмешивались в естественный ход вещей, являясь под сень деревьев с огнем и металлом.
Распространен миф о том, что леший, будучи хозяином леса, может помочь охотникам и собирателям, если те с уважением относятся к земле, которая их кормит. Лесовик с радостью откроет полянки полные грибов и ягод тем, кто в землю поклонится лесному духу, принесет ему угощение и уважительное слово. Однако стоит сломать живую ветку, пнуть ногой гриб или убить животное ради забавы, леший тут же сердится. А гнев хозяина леса чреват тем, что дичь улизнет в последний момент, грибы будут попадаться только несъедобные, а привычные тропки к дому заведут в дремучую чащу или зловонное болото.
Описания внешнего вида леших рознятся. Это связано с тем, что во времена становления славянской мифологии коммуникации между племенами были очень нестабильны, потому экономика, политика и культура развивались обособлено. Даже герои одних и тех же сказок выглядели по-разному. Леший мог быть великаном, ростом выше всякого дуба, или же заскорузлым коротышкой, который может притвориться замшелым пнем или даже грибом.
Когда я сам впервые оказался в сибирской тайге то, несмотря на последствия высшего образования и довольно рациональные взгляды на жизнь, невольно почувствовал, что лес живет своей тайной жизнью, в которой мне и другим людям нет места. Пусть суеверного страха и не возникло, но было немного не по себе, когда лес, слыша мои неуклюжие движения, окутывался пронзительной тишиной и «каждый куст свирепым хищником казался».
Христианизация славянских земель уничтожила или преобразила множество существ из языческой мифологии, но хозяевам леса удалось спрятаться в устной традиции, а затем перекочевать на страницы книг. Потому мы и сегодня помним о них и храним в теплых уголках памяти, связанных с детством, бабушками и дедушками, добрыми мультфильмами и яркими сказками.
Быть может хозяева леса – это всего лишь выдумка древних славян, но сказка – ложь, да в ней намёк. Лес был и остается великим богатством природы и относиться к нему следует соответственно.