Тему статьи мне навеяла фигура чувства вины, которая стала единой в эту среду для участников группы, проводимой мною еженедельно для родных и близких алко- и наркозависимых пациентов.
Высказывания участников группы о данном переживании имеют тяжёлый характер: «мною манипулируют», «я в этом страдаю». Хочу отметить, что в таких семейных системах сложилась некая тенденция по избеганию чувства вины различными способами или по тотальному пребыванию в нём.
Я сейчас не стану углубляться в истоки формирования данного переживания, а пойду "по поверхности", отталкиваясь от того, что есть и выделю основные способы обращения с ним:
⁃ испытав вину, уличить близкого в давлении т.е. признать агрессором и развернуть ответное нападение в его адрес;
⁃ испытав чувство вины, сделать что-то такое с собой, в угоду другому, чтобы данное переживание пошло на спад и было устранено полностью.
В первом и во втором случае, переживание вины сопровождается попыткой "выскочить" из неё любым агрессивным действием, направленным во вне или на самого себя, что не даёт никого шанса в нём разобраться, осмыслить и подвергнуть анализу.
В зависимых семейных системах, такое обращение с переживанием имеет свою защитную функцию, прикрывая такие места, как:
⁃ признание злости, без поиска виновного;
⁃ одиночество, при отстаивании своих интересов;
⁃ осуждение, при отстаивание собственной индивидуальности.
Из этого тупика сложно найти простой выход т.к. данное положение складывается из множества факторов, как минимум:
⁃ нарушение собственной чувствительности и связи с потребностями,
⁃ смешаны личные границы в отношениях (где кто-то отвечает за чужие желания и нужды),
⁃ способность анализа себя и своего состояния подменена контролем за действиями другого человека.
В следующей статье я напишу, как можно помочь себе, если оказался в подобных ситуациях. Однако, если чувство вины является постоянно преследующим тебя в отношениях, мешающим жить согласно твоих представлений, обращайся к специалистам. Действие такого чувства вины несёт вред психическому здоровью.