Найти тему
script bro | сценаристы

20 мифов о сценарном мастерстве

Оглавление

Оценивая сотни сценариев и обучая сотни сценаристов на протяжении многих лет, я заметил общие убеждения, которые не согласуются с реальностью. Ниже я рассмотрю 20 из этих мифов в произвольном порядке. Некоторые из них могут вас удивить.

Статья Дэвида Тротье

Мифы о продаже сценария

1. Ключ к успеху - найти агента. Гораздо легче заставить среднего или мелкого продюсера, имеющего договор (отношения) с крупными продюсерами, прочитать ваш сценарий, чем заставить агента сделать тоже самое. Многие из моих клиентов нашли агентов через продюсеров, которым понравилась их работа. Кстати, менеджеров, как правило, легче найти, чем к агентов.

2. Письменный запрос - лучший способ продать сценарий. Это только один путь. Ищите возможности для питча на питч-фестах, конференциях и фестивалях. Создайте сайт или платформу, чтобы профессионалы могли обнаружить вас и вы могли установить контакты.

Это может быть короткометражным фильмом (как это сделали братья Дюпласс и Джаред Хесс), веб-сериалом (Эрин Кардилло), станьте редактором (Шерри Лансинг, генеральный директор Paramount), работайте ассистентом (Майкл Арндт и Венди Калхун), побеждайте в конкурсах (Винс Гиллиган), пишите в блог (Диабло Коди), пишите статьи для журналов (Алина Брош Маккенна), создайте видеоигру (Тим Картер) и/или стажируйтесь (Дэвид О. Рассел и Джеймс Ганн). Найдите творческий путь; одна моя клиентка показала сценарий актёру через свою студию йоги.

3. Мыслите масштабно! Подавляющее большинство начинающих сценаристов пытаются ворваться с блокбастером или большим бюджетом. Может быть, стоит подумать о чём-то более скромном? Прежде чем Роберт Таун написал "Китайский квартал", он работал над малобюджетным сценарием "Последняя женщина на Земле", который поставил Роджер Корман.

Сценаристы, которые работали с ним часто становились востребованными авторами в индустрии. Кроме Тауна стоит отметить Джона Сейлза, Питера Богдановича, Джонатана Демме и Джеймса Кэмерона. Входите в игру! Не отказывайтесь от возможных возможностей писать для платформ, телевидения, регионального кино.

Попробуйте онлайн-сервисы веб-сериалов (например, chill). Получение титров за сценарий и установление контактов - это часть построения вашей платформы (№2 выше).

4. Вы должны жить в Лос-Анджелесе, чтобы попасть в кино. Вы можете стать сценаристом и за пределами Лос-Анджелеса. Линель Уайт, М. Найт Шьямалан, Диабло Коди, Майкл Арндт, Алан Донахью, Джордж Лукас и многие другие сделали это. Да, в жизни в Лос-Анджелесе есть свои преимущества, но пусть это не обескураживает вас, если вы там не живете.

* тоже самое применимо и для российской киноиндустрии - не обязательно жить в Москве или Петербурге, чтобы работать в ней сценаристом.

Мифы о написании сценариев

5. Трехактная структура мертва. Некоторые сценаристы мыслят в четырех актах: первый акт - начало, второй и третий - середина, а четвертый - конец. Пятиактная структура (вспомните Шекспира) и старая семиактная структура телевизионного фильма всё ещё являются началом, серединой и концом. У всех историй есть начало, середина и конец.

6. Указывать направление камеры необходимо, чтобы режиссёр знал, как снимать сцену. Сцена не будет снята так, как вы её написали. После того как продюсер и художник-постановщик определят бюджет и место съёмок, режиссёр разбирает сцену и принимает решение "куда ставить камеру".

Он или она также будут работать с актёрами, которые могут иметь свои собственные мысли о сцене. Таким образом, маловероятно, что ваша сцена будет снята так, как вы её написали. Ваша задача - представить чёткое видение того, что вы задумали, чтобы другие профессионалы смогли её воплотить, даже если её элементы будут изменены.

7. Сюжет - это король. Я читал много экшн- и научно-фантастических сценариев с плоскими персонажами. Если это научно-фантастический сценарий, я спрашиваю автора, почему ему нравится "Звёздный путь". Ответ всегда такой: “О, из-за Кирка, Кости, Спока и Скотти.” И я говорю: “Совершенно верно".

Независимо от того, является ли ваш сценарий сюжетным или персонажным, создавайте увлекательных персонажей. Обратите внимание, как хорошо проработана пара персонажей в "Смертельном оружии". И обратите внимание на контраст между ними.

8. Цель персонажа - это ключ. На самом деле цель вряд ли привлечёт аудиторию, если нет личной мотивации для достижения цели. Помню, мы с дочкой смотрели "Суровое испытание" для школьного задания. Я был знаком с реальной историей и сказал ей, что между Джоном Проктором (которому на самом деле было за 60) и Эбигейл Уильямс (которой на самом деле было 11 или 12 лет) не было никакого романа. Моя дочь спросила, почему же автор создал этот роман.

"Мотивация," - ответил я. "Мотивация подключает зрителя." Другими словами, цель важна, но для её достижения необходима мотивация. В некоторых фильмах это внутренняя потребность в любви, идентичности, принадлежности к чему-либо, быть оцененным или найти счастье. Это сильнее, чем цель. Вспомните в качестве примера традиционную романтическую комедию или любую другую историю любви.

-2

9. История строится на главном герое. Если под главным героем вы подразумеваете "хорошего парня", то вспомните, что некоторые фильмы построены на антагонисте. В "Амадее" - Сальери, главный герой, и он плохой парень, а Моцарт, его антагонист, хороший. Голдтуэйт Доор центральный персонаж "Игры джентльменов". В фильме "С меня хватит!" протагонист становится антагонистом.

Мне нравится думать о центральном персонаже как о том, у кого есть цель или потребность, которые движут историей. Те, кто противостоит ему или ей являются персонажами-противниками. Интересная история важней сценарных терминов.

10. Вы должны следовать формуле. Независимо от того, следуете ли вы Макки, Труби, Филду, Снайдеру или кому-либо ещё, фильмы, которые точно не следуют формулам - это "Касабланка", "Криминальное чтиво", "Игры разума", "Столкновение", "Осторожно! Двери закрываются", "Психо" и многие другие. Думайте руководящими принципами больше, чем правилами. Конечно, есть одно правило, которое начертано на камне: не приходи пьяным на встречу.

11. Не используйте наречий. Как мы узнали в старших классах, наречия и прилагательные являются "словами-помощниками" - они помогают глаголам и существительным. Таким образом, имеет смысл сначала написать конкретные глаголы и существительные, а затем посмотреть, нужна ли им какая-либо помощь.

Вот слабая фраза: Он идёт к лодке. Она безжизненна и расплывчата. Некоторые писатели попытаются исправить это с помощью наречий и прилагательных: Он медленно идёт к большой жёлтой лодке. Это не намного лучше.

Сначала создайте конкретные глаголы и существительные, а затем определите, нужна ли им какая-либо помощь. Как насчёт этого: Он бредёт к лодке.

Вы можете визуализировать это, и это характеризует героя. Никакие слова помощи не нужны. Конечно, в вашем письме могут быть моменты, когда вам понадобится наречие. Не бойтесь использовать его.

12. Аарон Соркин сделал это, так почему я не могу? Аарон Соркин создаёт, получает аванс и работает в рамках системы. Он может даже написать более 120 страниц, открыть фильм с восьмистраничной сценой говорящих голов (Социальная сеть) и нарушить правила форматирования. Вы пишете свой сценарий без заказа и должны привлечь внимание и восхищение редакторов и читателей, что подводит меня к нашему следующему мифу.

Мифы о форматировании

13. Сценарий пишется для продюсера, агента, режиссёра и/или актёров. Как только любой из них получает ваш сценарий, он или она не читает его, а передает его аналитику истории, также известному как читатель/редактор. Редактор пишет отчёт, и если этот отчёт не рекомендует ни вас, ни сценарий, то агент, продюсер, режиссёр или актёр не увидит ваш текст.

Таким образом, вы пишете в первую очередь для читателя, а читатель хочет простоты и ясности. Он хочет визуализировать действие и почувствовать эмоции.

14. Форматирование не имеет значения. Признанные профессионалы могут позволить себе больше, чем писатели без титров. Ваш читатель должен быть увлечен и впечатлен вашим сценарием. (См. № 13 выше.) Он или она хочет, чтобы ваш сценарий был написан на языке, понятном в индустрии, - в правильном формате ("американка").

Правильно отформатировать сценарий - всё равно что солидно одеться для собеседования.

-3

15. Форматирование должно быть идеальным. Во-первых, никто не думает о форматировании точно так же. Даже есть несколько человек, которые не хотят ставить точку после ИНТ или НАТ. Во-вторых, если ваш сценарий хорошо сложен, чётко и последовательно отформатирован так, чтобы читатель не терялся и не путался, и были предприняты усилия, чтобы правильно отформатировать его, то небольшие ошибки не будут иметь никакого значения.

16. Ваш сценарий и сценарий по которому будут снимать - одинаковы. Основные моменты те же, но ваш сценарий не включает в себя направления камеры, указание реквизитов, номера сцен и слово "ПРОДОЛЖЕНИЕ" вверху и внизу страниц.

В оригинальном сценарии будет очень мало переходов (указаний для монтажа). Режиссёрский сценарий может быть написан в информационном стиле для удобства съёмки, в то время как оригинальный сценарий должен быть написан в развлекательном и необременительном стиле для читателя. Режиссёрский сценарий - это инструмент производства; ваш сценарий - это инструмент продажи.

17. Для паузы использовать термин “beat” (пауза). Совершенно нормально использовать театральный термин “beat”, но когда вы делаете это, вы часто упускаете возможность охарактеризовать персонажа или момент.

В диалоге ремарки “нервно”, “гладит пистолет” и “ковыряет в носу” более привлекательны, чем “пауза”, и они уже подразумевают нужный вам ритм (паузу).

Личные мифы

18. Я хочу написать сценарий блокбастера, продать его за миллион долларов и уйти на пенсию на ферме в Вермонте. Сценарий - это не лотерея и не тотализатор, и дни, когда новички продавали спецификации за миллион долларов уже прошли. Агенты ищут авторов, которые хотят писать всё время, а не сорвать джек-пот. Сценарист - это профессия, и к ней следует относиться как к таковой.

19. Я - божий дар Голливуду. Продюсеры и агенты ищут людей, с которыми они могут работать, а не людей с чрезмерно раздутым эго.

20. Я никогда не смогу писать так, как Уильям Голдман. На самом деле это не может быть мифом. Но Уильям Голдман никогда бы не написал так, как вы. У вас есть свое место в писательской вселенной. Не сравнивайте себя с другими, сосредоточьтесь на своём прогрессе. И продолжайте писать!

Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.