Оценивая сотни сценариев и обучая сотни сценаристов на протяжении многих лет, я заметил общие убеждения, которые не согласуются с реальностью. Ниже я рассмотрю 20 из этих мифов в произвольном порядке. Некоторые из них могут вас удивить.
Статья Дэвида Тротье
Мифы о продаже сценария
1. Ключ к успеху - найти агента. Гораздо легче заставить среднего или мелкого продюсера, имеющего договор (отношения) с крупными продюсерами, прочитать ваш сценарий, чем заставить агента сделать тоже самое. Многие из моих клиентов нашли агентов через продюсеров, которым понравилась их работа. Кстати, менеджеров, как правило, легче найти, чем к агентов.
2. Письменный запрос - лучший способ продать сценарий. Это только один путь. Ищите возможности для питча на питч-фестах, конференциях и фестивалях. Создайте сайт или платформу, чтобы профессионалы могли обнаружить вас и вы могли установить контакты.
Это может быть короткометражным фильмом (как это сделали братья Дюпласс и Джаред Хесс), веб-сериалом (Эрин Кардилло), станьте редактором (Шерри Лансинг, генеральный директор Paramount), работайте ассистентом (Майкл Арндт и Венди Калхун), побеждайте в конкурсах (Винс Гиллиган), пишите в блог (Диабло Коди), пишите статьи для журналов (Алина Брош Маккенна), создайте видеоигру (Тим Картер) и/или стажируйтесь (Дэвид О. Рассел и Джеймс Ганн). Найдите творческий путь; одна моя клиентка показала сценарий актёру через свою студию йоги.
3. Мыслите масштабно! Подавляющее большинство начинающих сценаристов пытаются ворваться с блокбастером или большим бюджетом. Может быть, стоит подумать о чём-то более скромном? Прежде чем Роберт Таун написал "Китайский квартал", он работал над малобюджетным сценарием "Последняя женщина на Земле", который поставил Роджер Корман.
Сценаристы, которые работали с ним часто становились востребованными авторами в индустрии. Кроме Тауна стоит отметить Джона Сейлза, Питера Богдановича, Джонатана Демме и Джеймса Кэмерона. Входите в игру! Не отказывайтесь от возможных возможностей писать для платформ, телевидения, регионального кино.
Попробуйте онлайн-сервисы веб-сериалов (например, chill). Получение титров за сценарий и установление контактов - это часть построения вашей платформы (№2 выше).
4. Вы должны жить в Лос-Анджелесе, чтобы попасть в кино. Вы можете стать сценаристом и за пределами Лос-Анджелеса. Линель Уайт, М. Найт Шьямалан, Диабло Коди, Майкл Арндт, Алан Донахью, Джордж Лукас и многие другие сделали это. Да, в жизни в Лос-Анджелесе есть свои преимущества, но пусть это не обескураживает вас, если вы там не живете.
* тоже самое применимо и для российской киноиндустрии - не обязательно жить в Москве или Петербурге, чтобы работать в ней сценаристом.
Мифы о написании сценариев
5. Трехактная структура мертва. Некоторые сценаристы мыслят в четырех актах: первый акт - начало, второй и третий - середина, а четвертый - конец. Пятиактная структура (вспомните Шекспира) и старая семиактная структура телевизионного фильма всё ещё являются началом, серединой и концом. У всех историй есть начало, середина и конец.
6. Указывать направление камеры необходимо, чтобы режиссёр знал, как снимать сцену. Сцена не будет снята так, как вы её написали. После того как продюсер и художник-постановщик определят бюджет и место съёмок, режиссёр разбирает сцену и принимает решение "куда ставить камеру".
Он или она также будут работать с актёрами, которые могут иметь свои собственные мысли о сцене. Таким образом, маловероятно, что ваша сцена будет снята так, как вы её написали. Ваша задача - представить чёткое видение того, что вы задумали, чтобы другие профессионалы смогли её воплотить, даже если её элементы будут изменены.
7. Сюжет - это король. Я читал много экшн- и научно-фантастических сценариев с плоскими персонажами. Если это научно-фантастический сценарий, я спрашиваю автора, почему ему нравится "Звёздный путь". Ответ всегда такой: “О, из-за Кирка, Кости, Спока и Скотти.” И я говорю: “Совершенно верно".
Независимо от того, является ли ваш сценарий сюжетным или персонажным, создавайте увлекательных персонажей. Обратите внимание, как хорошо проработана пара персонажей в "Смертельном оружии". И обратите внимание на контраст между ними.
8. Цель персонажа - это ключ. На самом деле цель вряд ли привлечёт аудиторию, если нет личной мотивации для достижения цели. Помню, мы с дочкой смотрели "Суровое испытание" для школьного задания. Я был знаком с реальной историей и сказал ей, что между Джоном Проктором (которому на самом деле было за 60) и Эбигейл Уильямс (которой на самом деле было 11 или 12 лет) не было никакого романа. Моя дочь спросила, почему же автор создал этот роман.
"Мотивация," - ответил я. "Мотивация подключает зрителя." Другими словами, цель важна, но для её достижения необходима мотивация. В некоторых фильмах это внутренняя потребность в любви, идентичности, принадлежности к чему-либо, быть оцененным или найти счастье. Это сильнее, чем цель. Вспомните в качестве примера традиционную романтическую комедию или любую другую историю любви.
9. История строится на главном герое. Если под главным героем вы подразумеваете "хорошего парня", то вспомните, что некоторые фильмы построены на антагонисте. В "Амадее" - Сальери, главный герой, и он плохой парень, а Моцарт, его антагонист, хороший. Голдтуэйт Доор центральный персонаж "Игры джентльменов". В фильме "С меня хватит!" протагонист становится антагонистом.
Мне нравится думать о центральном персонаже как о том, у кого есть цель или потребность, которые движут историей. Те, кто противостоит ему или ей являются персонажами-противниками. Интересная история важней сценарных терминов.
10. Вы должны следовать формуле. Независимо от того, следуете ли вы Макки, Труби, Филду, Снайдеру или кому-либо ещё, фильмы, которые точно не следуют формулам - это "Касабланка", "Криминальное чтиво", "Игры разума", "Столкновение", "Осторожно! Двери закрываются", "Психо" и многие другие. Думайте руководящими принципами больше, чем правилами. Конечно, есть одно правило, которое начертано на камне: не приходи пьяным на встречу.
11. Не используйте наречий. Как мы узнали в старших классах, наречия и прилагательные являются "словами-помощниками" - они помогают глаголам и существительным. Таким образом, имеет смысл сначала написать конкретные глаголы и существительные, а затем посмотреть, нужна ли им какая-либо помощь.
Вот слабая фраза: Он идёт к лодке. Она безжизненна и расплывчата. Некоторые писатели попытаются исправить это с помощью наречий и прилагательных: Он медленно идёт к большой жёлтой лодке. Это не намного лучше.
Сначала создайте конкретные глаголы и существительные, а затем определите, нужна ли им какая-либо помощь. Как насчёт этого: Он бредёт к лодке.
Вы можете визуализировать это, и это характеризует героя. Никакие слова помощи не нужны. Конечно, в вашем письме могут быть моменты, когда вам понадобится наречие. Не бойтесь использовать его.
12. Аарон Соркин сделал это, так почему я не могу? Аарон Соркин создаёт, получает аванс и работает в рамках системы. Он может даже написать более 120 страниц, открыть фильм с восьмистраничной сценой говорящих голов (Социальная сеть) и нарушить правила форматирования. Вы пишете свой сценарий без заказа и должны привлечь внимание и восхищение редакторов и читателей, что подводит меня к нашему следующему мифу.
Мифы о форматировании
13. Сценарий пишется для продюсера, агента, режиссёра и/или актёров. Как только любой из них получает ваш сценарий, он или она не читает его, а передает его аналитику истории, также известному как читатель/редактор. Редактор пишет отчёт, и если этот отчёт не рекомендует ни вас, ни сценарий, то агент, продюсер, режиссёр или актёр не увидит ваш текст.
Таким образом, вы пишете в первую очередь для читателя, а читатель хочет простоты и ясности. Он хочет визуализировать действие и почувствовать эмоции.
14. Форматирование не имеет значения. Признанные профессионалы могут позволить себе больше, чем писатели без титров. Ваш читатель должен быть увлечен и впечатлен вашим сценарием. (См. № 13 выше.) Он или она хочет, чтобы ваш сценарий был написан на языке, понятном в индустрии, - в правильном формате ("американка").
Правильно отформатировать сценарий - всё равно что солидно одеться для собеседования.
15. Форматирование должно быть идеальным. Во-первых, никто не думает о форматировании точно так же. Даже есть несколько человек, которые не хотят ставить точку после ИНТ или НАТ. Во-вторых, если ваш сценарий хорошо сложен, чётко и последовательно отформатирован так, чтобы читатель не терялся и не путался, и были предприняты усилия, чтобы правильно отформатировать его, то небольшие ошибки не будут иметь никакого значения.
16. Ваш сценарий и сценарий по которому будут снимать - одинаковы. Основные моменты те же, но ваш сценарий не включает в себя направления камеры, указание реквизитов, номера сцен и слово "ПРОДОЛЖЕНИЕ" вверху и внизу страниц.
В оригинальном сценарии будет очень мало переходов (указаний для монтажа). Режиссёрский сценарий может быть написан в информационном стиле для удобства съёмки, в то время как оригинальный сценарий должен быть написан в развлекательном и необременительном стиле для читателя. Режиссёрский сценарий - это инструмент производства; ваш сценарий - это инструмент продажи.
17. Для паузы использовать термин “beat” (пауза). Совершенно нормально использовать театральный термин “beat”, но когда вы делаете это, вы часто упускаете возможность охарактеризовать персонажа или момент.
В диалоге ремарки “нервно”, “гладит пистолет” и “ковыряет в носу” более привлекательны, чем “пауза”, и они уже подразумевают нужный вам ритм (паузу).
Личные мифы
18. Я хочу написать сценарий блокбастера, продать его за миллион долларов и уйти на пенсию на ферме в Вермонте. Сценарий - это не лотерея и не тотализатор, и дни, когда новички продавали спецификации за миллион долларов уже прошли. Агенты ищут авторов, которые хотят писать всё время, а не сорвать джек-пот. Сценарист - это профессия, и к ней следует относиться как к таковой.
19. Я - божий дар Голливуду. Продюсеры и агенты ищут людей, с которыми они могут работать, а не людей с чрезмерно раздутым эго.
20. Я никогда не смогу писать так, как Уильям Голдман. На самом деле это не может быть мифом. Но Уильям Голдман никогда бы не написал так, как вы. У вас есть свое место в писательской вселенной. Не сравнивайте себя с другими, сосредоточьтесь на своём прогрессе. И продолжайте писать!
Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.