Весной 1943 г. "Аэрокобры" поступили в ВВС Северо-Кавказского фронта, что стало импульсом к изменению воздушной обстановки на Кубани. Они не уступали немецким Ме-109G и "Фокке-Вульф"-190A по летным характеристикам на средних высотах, на которых и велись бои на советско-германском фронте. "Аэрокобры" имели мощное вооружение и надежные радиостанции. Причем кнопка приема-передачи радио находилась на "шарике" рычага газа, то есть пилот не снимал руки с рычагов управления самолетов для радиопереговоров.
В первую очередь из-за радиостанций "Аэрокобры" перешли к наступательной групповой тактике. Начали расти личные счета летчиков. Так в 16-м гвардейском истребительном авиационном полку с 9 по 30 апреля 1943 г. капитан Покрышкин сбил 10 Ме-109, что было больше, чем за весь 1942 г. на Як-1. Фадеев - 12 Ме-109, Речкалов - 7 Ме-109 и один Ю-88. В 45-м истребительном авиационном полку Глинка сбил 5 истребителей и бомбардировщик, его брат - 3 и 2, Кудря - 5 и 1. С 17 марта по 1 июня пилоты 298-го истребительного авиаполка Семенишин, Дрыгин, Комельков, Вишневецкий сбили больше десяти вражеских самолетов, при том что основной задачей полка было сопровождение бомбардировщиков.
Советские ЛаГГ-3, Як-1 и И-16 из-за того, что уступали по летным качествам немецким Ме-109F и G на вертикалях, чаще всего становились в "оборонительный круг".
Даже когда появились Ла-5, Як-7 и Як-1Б пилоты по привычке применяли оборонительный маневр по горизонтали.
Новые самолеты с лучшими летными данными должны были перевести бои на вертикали и соперничать к немецкими истребителями.
Пилоты получавшие "Аэрокобры" еще в запасных полках освоили курс высшего пилотажа и получили навыки группового боя в разомкнутых и эшелонированных по высоте боевых порядках. Отказались от полетов тройкой, перешли к паре, правда, она часто была не слетана, что вело к потерям из-за несогласованности действий ведущего и ведомого.
Капитан Покрышкин разработал специальный строй "кубанскую этажерку". Самолеты вылетали шестерками или восьмерками, более крупной группой было тяжелее управлять, она становилась маломаневренной.
Пары делились на верхнюю и нижнюю группы, нижняя была на высоте 2 000 - 3 000 м, верхняя (ударная) с превышением 1 000 - 1 500 м. Пары в группах летели с разницей в высоте 150 - 200 м. Получалось, что пары эшелонировались по высотам и располагались широко по фронту, пеленгом в сторону солнца.
Патрулирование должно было осуществляться на высокой скорости, ее набирали не за счет газа мотора, а за счет пологого скольжения. Высокая скорость позволяет находиться в высокой готовности к бою. Такая тактика называлась "маятник".
При отражении налета бомбардировщиков верхняя группа воевала с истребителями противника, а нижняя била по ведущему звену. Атаковать следовало на высокой скорости и под большими углами (до 60 градусов), чтобы затруднить стрелкам бомбардировщиков ведение огня. Эта тактика называлась "соколиный удар".
При сопровождении своих бомбардировщиков нижняя группа отбивала атаки на своих бомберов, а верхняя занималась истребителями. Иногда выделяли группу резерва для поддержки верхней группы, она летела выше на 800 - 1 000 м и в стороне от ударной.
Тактика разработанная Покрышкиным была поддержана и распространена руководством Северо-Кавказского фронта.
"Аэрокобры" не были самыми многочисленными самолетами на Кубани. С января и до конца апреля 1943 г. прибыло около 200 машин (три авиаполка) или 15 % от общего числа истребителей. Но по советским данным "Аэрокобры" сбили 319 самолетов или около 40 %. А остальные 60 % сбили 6 дивизий ВВС, 8 полков авиации Черноморского флота, 5 авиаполков ПВО.
Из 23 истребителей, которые были удостоены звания Героя Советского Союза до 7 июня 1943 г. 12 воевали на "Аэрокобрах".
Первым получил "Аэрокобры" 298-й истребительный авиаполк (затем 104-й гвардейский истребительный авиаполк) 219-й бомбардировочной авиадивизии, ознакомление начали с P-39D-2 с 20-мм пушкой, затем поступил P-39K с 37-мм пушкой. Основной задачей летчиков было сопровождение "Бостонов" 244-го и 277-го бомбардировочного авиаполка дивизии.
В феврале из-за погодных условий самолеты выполняли 40 самолето-вылетов для поддержки наземных войск, обошлось без потерь, но и сбитых вражеских самолетов не было.
В начале марта "Аэрокобры" летали эпизодически и для охоты на немецкие транспортники Ю-52, которые возили людей и грузы из Крыма и Николаева на Кубань. За две недели сумели сбить 5 самолетов.
17 марта начались полеты на сопровождение бомбардировщиков. 19 марта по неизвестной причине загорелась "Аэрокобра" сержанта Белякова. 24 марта был сбит парой "мессеров" старшина Вильямсон и подбит лейтенант Закалюк. 27 марта сбили старшего лейтенанта Литвинова, 28 марта начальника ВСС полка капитана Иванникова (расстреляли когда он спускался на парашюте), 30 марта штурма полка Кривобокова.
Всего в марте полк за 19 дней совершил 417 боевых вылетов, сбил 24 немецких самолета (в том числе 10 Ме-109, 2 FW-189 и по одному Ю-88 и Ю-52) и 5 Ю-52 сжег на земле. Было потеряно в воздушных боях 5 "Аэрокобр" и одна от огня зенитной артиллерии, небоевые потери составили 2 машины. Погибли 4 летчика.
4 апреля войска Северо-Кавказского фронта перешли в наступление на Кубани. Интенсивность воздушных боев возрастала, особенно с 19 апреля по 23 апреля, во время первой воздушной операции на Кубани по завоеванию господства в воздухе. Ее целью было уничтожение авиации врага в Крыму, на Тамани и юге Украины, она проводилась силами четырех воздушных армий, авиации ДД и ВВС ЧФ, руководил операцией Главком ВВС маршал А. А. Новиков.
Немцы же вели себя довольно нагло. Так, 16 апреля 6 Ме-109 бились с 16 "Аэрокобрами", командир эскадрильи майор Семенишин сбил один "Мессершмитт". В тот день пилоты полка сбили 6 "сто девятых", при этом потеряли две машины. Бои вели на вертикалях, огонь открывали на дистанции 150 м.
14 апреля из 25-го запасного авиаполка поступили первые три P-39L.
17 апреля 12 "Аэрокобр" при подходе к Новороссийску встретили бомбардировщики 7 Хейнкелей-111 и 12 Ю-88. Ведущий капитан Вишневицкий сразу повел в атаку всю группу, не выделив пару прикрытия. Дрыгин поджег одного "Хейнкеля" и подбил второго. Но тут в бой вступили 12 Ме-109 эскорта, они сбили лейтенанта Румма и сержанта Иванова.
Во втором вылете на Новороссийск уже девятку Вишневицкого снова напали вражеские истребители, командир звена старший лейтенант Муравьев сбил один Ме-109, но немцы сбили двух советских пилотов.
Если из-за не слетанности пар в запасном авиаполку полк нес серьезные потери при патрулировании, то прикрывать бомбардировщики получалось лучше.
20 апреля 9 А-20 сопровождали 12 "Аэрокобр" и сбили без потерь 4 Ме-109. 23 апреля 6 P-39 отразили атаки 25 Ме-109, только одна P-39K была при этом подбита, а пилот старший сержант Згривиц сел на аэродроме Геленджик.
В апреле летчики 298-го иап совершили 346 боевых вылетов, уничтожил 50 самолетов противника, в том числе 40 Ме-109. Боевые потери 4 машины сбитыми и одну не вернувшуюся с боевого задания, подбито 6 самолетов, одна разбита в катастрофе. Получили пополнение 11 P-39L и 2 P-39D-2.
В отчете зафиксировали, что "Аэрокобра" по горизонтали и по вертикали не уступает Ме-109.
В мае почти всегда шли бои с превосходящими силами противника. Но они были для полка успешными.
3 мая 6 "Аэрокобр" вступили в бой с 6 Ме-109, которые "расчищали" небо для своих бомбардировщиков. Ведущий группы Семенишин дождался группы 8 Ю-87, потом приказал паре старшего лейтенанта Дрыгина атаковать их, основная часть советских самолетов вела бой с Ме-109. Дрыгин один поджег один бомбардировщик и сбил второй, третьего сбил его ведомый старший сержант Александров. Затем пара поспешила на помощь звену Семенишина, те успели сбить два Ме-109, но к немцам прибыло подкрепление - 8 истребителей, они подожгли самолет Дрыгина, он приземлился на парашюте чуть ли не на крышу КП 4-й воздушной армии. Его бой наблюдал маршал Новиков, он вручил ему орден Александра Невского, присвоил звание капитан и представил к званию Героя Советского Союза. Всему личному составу ВВС Красной Армии был доведен специальный приказ о награждении пилотов из группы Семенишина.
4 мая Лиховидов и Луканцев сбили Ю-88, но тут же появились 8 Ме-109 и подбили две машины, они были разбиты при вынужденных посадках, пилоты не пострадали.
9 мая сбили Александрова, 14 мая Кривобокова, 26 мая командира звена Крещука. 27 мая майор Семенишин за день сбивает 4 вражеских самолета.
В мае полк выполнил 514 боевых самолето-вылетов, провел 39 воздушных боев, сбили 40 истребителей и 27 бомбардировщиков, при этом потеряли 6 "Аэрокобр" и двух пилотов. Шесть самолетов пришли на пополнение.
24 мая 1943 г. в полку появились первые два Героя Советского Союза майор Семенишин удостоился такого звания за 8 лично сбитых самолета плюс за 7 сбитых в группе, капитан Дрыгин за 12+5.
В июне немцы удержали оборону на Кубани и не стали тратить силы на второстепенный участок фронта перед битвой под Курском. К 7 июня советское наступление захлебнулось, за два месяца удалось лишь захватить станицу Крымскую. Воздушная операция не помогла, архивы люфтваффе подтверждают только четверть потерь, от числа заявленных советскими ВВС.
Интенсивность воздушных боев снизилась, но потери советских ВВС выросли, потому что немцы перешли к тактике "охотников", они выставляли пару "приманку" в зоне патрулирования советских истребителей, если наши самолеты "клевали", то сразу со стороны солнца шла атака 1 - 2 пар Ме-109.
К тому времени пилоты гвардейских полков перестали бояться вражеских асов, появилась ненужная самоуверенность. 2 и 3 июня сбили сержантов Иванова и Бабенова, 5 июня не вернулся с боевого задания Муравьев, был сбит Лиховид, он спасся на парашюте, 14 июня был сбит Згривец, хотя бои шли с численным превосходством "Аэрокобр".
В июне выполнили 173 боевых и 180 небоевых самолето-вылетов, провели 7 воздушных боев. Немцы лишились 6 Ме-109, Ю-87 и Хе-111. Мы потеряли 5 самолетов и двух пилотов. В качестве пополнения в начале месяца прибыло 7 "Аэрокобр".
Командир звена Закалюк вспоминал, что подготовка пилотов Ил-2, которых они прикрывали оставляла желать лучшего. Был случай когда они из-за плохой радиосвязи они штурмовали Славянскую вместо Темрюка.
Июль и август полк прикрывал "Бостоны" 219-й бомбардировочной авиадивизии. Воздушных боев не было, одну "Аэрокобру" 14 июля потеряли в катастрофе, погиб и пилот.
18 июля 1943 г. командовать полком стал Семенишин, в нем было 12 исправных "Аэрокобр", 5 в ремонте.
3 августа полк перебазировался с аэродрома Кореновская на аэродром Ново-Титаровская, с 18 августа на аэродром Филинская.
Всего над Кубанью с 16 февраля по 20 августа 1943 г. пилоты полка выполнили 1 625 боевых самолето-вылетов, провели 111 воздушных боев, сбили 150 и подбили 29 вражеских самолетов. Потеряли 30 сбитыми и 11 подбитыми. Приказом НКО СССР № 264 от 24 августа 1943 г. 298-й истребительный авиаполк был преобразован в 104-й гвардейский иап. Командир полка подполковник Тараненко 2 сентября 1943 г. получил звание Героя Советского Союза (4 сбитых лично и 4 - в группе), начальник ВСС Вишневицкий 24 августа 1943 г. также получил Героя Советского Союза (10 лично и 4 - в группе).
Наиболее результативными пилотами полка летавшими на "Аэрокобрах" были: майор Семенишин на 1 июля 1943 г. сделал 195 боевых вылетов, провел 34 воздушных боя и сбил 13 лично и 10 - в группе. Капитан Вишневицкий на 1 июля 1943 г. сделал 153 боевых вылета, провел 53 воздушных боя и сбил 15 лично и 12 - в группе. Капитан Дрыгин на 2 июня 1943 г. сделал 287 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев и сбил 15 лично и 7 - в группе. Старший лейтенант Муравьев на 2 июня 1943 г. сделал 312 боевых вылетов, провел 53 воздушных боя и сбил 7 лично и 4 - в группе. Лейтенант Комельков на 2 июня 1943 г. сделал 76 боевых вылетов, провел 39 воздушных боев и сбил 15 лично и 5 - в группе. Лейтенант Лиховид на 2 июня 1943 г. сделал 76 боевых вылетов, провел 27 воздушных боев и сбил 7 лично и 8 - в группе. Младший лейтенант Вильямсон на 1 июля 1943 г. сделал 223 боевых вылета, провел 37 воздушных боев и сбил 8 лично и 4 - в группе.
В дальнейшем полк в составе 8-й воздушной армии участвовал в боях по освобождению Донбасса и Левобережной Украины.
Читайте также:
Первое воздушное сражение в небе Кубани
Второе и третье воздушные сражения в небе Кубани
Спасибо за прочтение.
Источник: Роман В. Аэрокобры над Кубанью. Авиа-ретро.