В Центрально-Азиатском регионе Кыргызстан стоит на втором «почётном» в рейтинге должников Китая. По официальной информации на конец 2020 года государственный долг Кыргызстана почти подошёл
к $ 5 миллиардам и составляет $ 4 миллиарда 825 миллионов. Доля Поднебесной, которую представляет Экспортно-импортный банк Китая, превышает $ 1 миллиард 777 млн. Кыргзыстан предпринимал попытки освободиться от долгового бремени, в 2018-ом году правительство поставила лимит для общей суммы госзайма для одного кредитора, который не должен превышать 50%. К сожалению, существенных изменений данная стратегия не принесла и госдолг продолжал увеличиваться в геометрической прогрессии.
Несмотря на тяжелое экономическое положение, связанное с эпидемиологической обстановкой, недавней сменой власти и затраты на проведение выборов, Китай и не думает предоставлять отсрочку по кредитам, хотя правительство КР много раз просила об этом. Новоизбранному президенту Жапарову приходится искать различные способы вернуть долг, вплоть до «скинуться всем народом по сому». Всё из-за того, что Китай поставил себе цель не только вернуть свои деньги, но и получить контроль над политической жизнью страны, как отмечают специалисты Центра исследований внутриполитических процессов Кыргызстана.
Данные тревожные опасения среди большинства Центрально-Азиатских республик имеют довольно глубокие корни. Экспертное сообщество заявляет, что обретённая ввиду распада СССР независимость может просуществовать не долго – странам придётся «продать китайским инвесторам» ключевые месторождения национальных природных ресурсов и приграничные к ним территории, если государства ЦА не сумеют погасить свои долговые обязательства перед Китаем.
Ярким примером может стать добровольная отдача Таджикистаном в 2011 году 1000 км² Памирской территории в виде выплаты «нераскрытой суммы долга». Через 5 лет после этого Таджикистан предложил Китаю специально расчищенное место в Памире для открытия военной базы.
Кыргызстан в 1996 и 1999 годах также лишился значительной части своей земли после соглашений о делимитации и демаркации границы. Всего было потеряно около 1250 км². Если быть точнее, то 1411, поскольку ещё 161 км² был отдан Пекину в качестве дополнительного договора.
Китайские СМИ буквально пестрят сообщениями, где историки и профессора публикуют свои псевдонаучные исследования и заявляют, что существенная часть приграничных районов стран ЦА принадлежат Поднебесной исторически и в последствии непременно должны вернуться Китаю. Тем не менее, сейчас КНР интересует преимущественно национальные богатства Кыргызстана в виде золота, платины, углеводородов и других ископаемых. Стоит только вспомнить недавний скандал с месторождением Жетим-Тоо, которое тоже собирались отдать за долги, однако население заскандалило.
Мао Цзэдун как-то сказал , - граница Китая и СССР должна проходить в Ташкенте. С тех пор прошло много лет, однако Китай продолжает следовать его завету. Тем не менее, китайская долговая зависимость превратилась в фактическую угрозу Кыргызской независимости.